Яндекс.Метрика
  • Елизавета Аксенова

Мощное оружие: как в осажденном Ленинграде работали издательства и СМИ

Обеспечить выход печатной продукции удалось героическим трудом сотрудников редакций и типографий
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

«Уничтожить фашизм надо не только физически, но и идейно», – говорилось в брошюре Леонида Петерсона «Ленинградские полиграфисты» от 1943 года, передает «Вечерний Санкт-Петербург».

По словам специалистов Российской национальной библиотеки, за время блокады в Ленинграде было издано более 1500 книг общим тиражом около 23 млн экземпляров. После прорыва блокады, когда началось восстановление города, появилось много литературы для штукатуров, печников, кровельщиков.

«Бумаги и типографской краски в городе было очень мало. Материалы привозили из других регионов наравне с продовольствием и боеприпасами. Городские типографии печатали не только книги и периодические издания, но и огромное количество бланков различных документов», – рассказали в РНБ.

В 1942 году появились проблемы с качеством печати карточек. Обеспечить выход печатной продукции удалось героическим трудом сотрудников редакций и типографий, которых с каждым днем становилось всё меньше. Работать приходилось в холодных помещениях – руки примерзали к металлу.

«Пошел умирать», – такую записку оставил мастер-стереотипер «Ленправды» своему сменщику и отправился домой встречать смерть. К нему пришли коллеги из типографии и сказали, что сменщик не придет: «Стереотип отливать некому. Газета не выйдет». Тогда матер встал, сделал отливку и после выхода номера умер.

Ранее «Петербургский дневник» сообщал, что на Серафимовском кладбище волонтеры продолжают искать забытые имена блокадников.