Яндекс.Метрика
  • Кирилл Смирнов

История одной публикации: Кирилл Смирнов – о том, как Петроград стал Ленинградом

Главный редактор «Петербургского дневника» представляет новый выпуск авторской рубрики
Фото: почтовая открытка начала XX века

Конец января 1924 года. Петроград живет на изломе эпох, город еще помнит фронтовую усталость и голодные годы, ненадолго привыкая к нэпманским витринам и частной торговле.

У Исаакиевского собора и на Вознесенском проспекте (тогда – проспекте Майорова) вовсю сооружают современную канализацию, а на площади Льва Толстого (тогда еще Архиерейской) ремонтируют трамвайные пути. Но над всем этим висит драматическая пауза: всего несколько дней назад молодое Советское государство потрясла смерть его руководителя Владимира Ленина, и траур мгновенно стал общим фоном – в очередях, в трамваях, в разговорах на ходу. Кажется, что именно в такие недели даже газеты читают иначе, ведь взгляд цепляется за каждую строку. И именно на такой волне «перелома» рождается решение, которое меняет биографию города на Неве. 26 января 1924 года Второй всесоюзный съезд Советов принимает постановление: переименовать Петроград в Ленинград в честь вождя мирового пролетариата. Формула сухая, канцелярская, но эффект имеет невероятный: одно слово в «шапке», и у великого города начинается новая жизнь.

В городской печати тех дней слышна нервная риторика момента: обсуждают топонимику, спорят о форме, пытаются угадать, каким должно быть «правильное» имя города для новой эпохи. Даже фиксируется характерная деталь: часть рабочих корреспондентов настаивает на варианте «Ленин», без «града», как на максимально прямом, «личном» названии.

Вот только представьте: еще 25 января петроградец, раскрывая свежий, двадцатый номер «Красной газеты», скользит взглядом в выходные данные и видит там «Петроград», а уже на следующий день, в двадцать первом номере, значится «Ленинград». Одновременно Ленинград как официальная данность начинает «расползаться» по текстам, в заметках, в деловой переписке, в рубриках, где жизнь по инерции продолжает идти своим ходом. На одной и той же бумаге соседствуют траурный масштаб смерти вождя и бытовая механика города, в котором теперь предстоит заменить все вывески, печати, бланки. А главное, жителям города придется привыкать называть себя по-новому.

На расстоянии века легко думать о переименовании города как о факте из учебника. А в январе 1924-го это было событие будущего времени, которое определило дальнейшую судьбу города и его жителей и всего через два десятилетия стало символом национального достоинства, единства и сопротивления фашизму.

А о том, как принималось судьбоносное решение о возвращении Ленинграду его исторического имени Санкт-Петербург, смотрите в документальном фильме «Петербургского дневника» «Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург».

Фото: «Петербургский дневник»