Жить без пульса: в Петербурге провели первую в России операцию по установке двух искусственных желудочков сердца
Врачи Мариинской больницы провели первую в России операцию по замене сразу двух желудочков сердца. Это был единственный способ спасти мужчину.
Пациент – 36-летний петербуржец Антон Павлов на днях выписывается домой, где его ждут супруга Анна и двое детей – Ксюша и Кирилл. Антон не был дома почти два месяца – с момента госпитализации по поводу дилатационной кардиомиопатии смешанного генеза и терминальной бивентрикулярной сердечной недостаточности. Кроме того, у него были многочисленные тяжелые осложнения: рецидивирующая тромбоэмболия легочной артерии, хроническая тромбоэмболическая легочная гипертензия, инфаркт-пневмония. Каждый из диагнозов – смертельный. Без операции молодой мужчина точно бы погиб в считаные дни.
«Хочу домой и пельменей»
Антон Павлов работал мастером по установке холодильного оборудования. Старался жить обычной жизнью. Отвечал за семью, воспитывал детей. Любил пельмени и борщ. Осознание того факта, что в одну минуту такая обычная и такая бесценная жизнь могла остановиться, даже сейчас вызывает едва сдерживаемые слезы, которые можно разглядеть по блеску глаз.
Антон немного стесняется всеобщего внимания: первопроходцем быть трудно. Аналогов проведенной ему операции в России нет, поэтому он стоически отвечает на многочисленные вопросы журналистов. Да, чувствовал себя очень плохо последние пару лет. Трудно было ходить, выполнять какую-то работу, даже дышать. Наблюдался в поликлинике, но когда состояние стало критическим, пришлось лечь на госпитализацию в Мариинскую больницу. Свои искусственные левый и правый желудочки сердца (LVAD + RVAD) он называет машинками.
«Врачи составили план, как мне помочь. Хотели сначала одну машинку поставить, потом они сделали вывод, что правый желудочек тоже почти не работает, и надо два аппарата ставить. Без операции я бы не выжил. Меня еще ждет трансплантация сердца, еще один, можно так сказать, день рождения. Что я сделаю дома первым делом? Вкусно поем. Жена уже налепила 200 штук пельменей», – смущенно признается Антон.
Заменить создание природы
Антон Павлов не вникает в медицинские подробности, да и не надо. О важных деталях рассказали председатель Комитета по здравоохранению Андрей Сарана, главный кардиохирург Комитета по здравоохранению, академик Геннадий Хубулава, оперировавший Антона, и главный врач Мариинской больницы Игорь Реутский.
«Пациент поступил в очень тяжелом состоянии. Цифры по его гемодинамическим показателям практически соответствовали погибшему человеку. В норме так называемая фракция выброса, то есть показатель, сколько выбрасывает сердце за один раз, должен быть выше 40. Если меньше, то проводится консервативная терапия. У Антона при поступлении фракция выброса была всего 10. С таким практически не живут. Поэтому, конечно, он нуждался в экстренном проведении оперативного лечения», – отметил Андрей Сарана.
По ряду причин пересадку сердца, которая показана в подобной ситуации, Антону Павлову делать на тот момент было нельзя. Но организм настолько износился, что до трансплантации без этой операции мужчина бы не дожил.
По словам главного кардиохирурга города, академика Геннадия Хубулавы, хроническая сердечная недостаточность – это эпидемия 21-го века.
«Количество таких больных нарастает в геометрической прогрессии. И декомпенсация хронической сердечной недостаточности – это одна из нозологических форм неотложной кардиохирургии. Золотой стандарт на сегодняшний день – это трансплантация сердца. Но у Антона были противопоказания к трансплантации сердца, поскольку была тромбоэмболия легочной артерии и инфаркт-пневмония. Поэтому у нас другого выхода не было. Это был единственный способ спасти пациента», – говорит Геннадий Хубулава.
Он уточняет, что для подготовки Антона Павлова к операции работал весь коллектив больницы: кардиологи, реаниматологи, лучевые диагносты, специалисты по лечению хирургической инфекции, пульмонологи, сосудистые хирурги, были подключены специалисты по лечению грибковых осложнений. Сама операция длилась около 4 часов с подключением аппарата искусственного кровообращения. Но суть даже в не в том, чтобы отрезать ненужное и поставить нужное. Необходимо было синхронизировать оба желудочка.
«Человек, организм – сложная структура, саморегулирующаяся структура, и правые отделы, левые отделы, большой, малый круг кровообращения синхронизируются автоматически головным мозгом – самым совершенным компьютером, который на этом свете существует только. А тут – два механических насоса, которые мы должны адаптировать так, чтобы они работали синхронно. И наши реаниматологи, анестезиологи и кардиологи смогли это сделать», – уточняет Геннадий Хубулава.
У Антона теперь нет пульса
Врачи буквально на пальцах объясняют, что стало: сердце у здорового человека представляет собой четыре камеры. У Антона Павлова двух камер, то есть двух желудочков нет. Вместо них теперь качают кровь искусственные левый и правый желудочки, которые буквально работают от батареи, который пациент постоянно носит на себе и периодически заряжает.
И еще после операции Антон Павлов стал единственным в России человеком, у которого нет пульса. Насосы, поставленные вместо желудочков, дают ламинарный, а не пульсирующий кровоток, поэтому проверить пульс, как это обычно делается, у Антона теперь невозможно. Как невозможно и измерить давление с помощью тонометра.
«Пульс – это пульсирующий кровоток от левого желудочка, он замещен сейчас просто насосом, который дает ламинарный кровоток. Как в кране откроете воду, течет вода, так и у него течет по сосудам. Это единственный человек в нашем городе, который живет без пульса», – уточняет академик Хубулава.
Пойти на такую экстремальную пионерскую операцию – это был риск для врачей. Но риск не делать вообще ничего и фактически, позволить человеку умереть был еще выше. За пациента переживала вся Мариинская больница. А когда он очнулся в ясном сознании, радость была такой, что врачи разрешили ему прямо в реанимации поесть немного борща – очень уж Антон захотел.
«Сейчас ему можно практически все. Не перегружаться. Слушаться врачей. Основной принцип – жить с удовольствием», – улыбается академик Геннадий Хубулава.
Справка:
В 2024 году в Санкт-Петербурге принята программа «Десять приоритетов», инициированная губернатором Александром Бегловым. Один из этих десяти приоритетов – борьба с терминальной хронической сердечной недостаточностью, то есть состоянием, когда сердце не выполняет свою функцию, не может перекачивать необходимый объем крови.
«В 2025 году мы выполнили 10 операций по установке искусственных желудочков сердца, во всех случаях был установлен один желудочек. Три операции проведены в Городской больнице № 40 и семь операций – в Мариинской больнице. В 2026 году планируется сделать примерно столько же аналогичных операций. В очереди на пересадку сердца около 90 человек», – сказал Андрей Сарана.