Специалист оценила возможность россиян перейти на четырехдневку
Обсуждение возможного перехода на четырехнедельную рабочую неделю породило дискуссию. В конце 2025 года академик РАН Геннадий Онищенко заявил, что четырехдневную рабочую неделю для россиян вводить не стоит хотя бы по одной причине: людям будет «нечем заняться».
Три выходных – это слишком много, подобное сокращение сильно ударит по экономике, а большинство людей так и не найдут дел для нового свободного дня, ведь, по словам академика, россияне привыкли к интенсивному труду.
Сотрудники о таком формате труда отзываются крайне лестно: мол, и уровень удовлетворенности повысился, и частота больничных снизилась, да и качество жизни стало выше. Руководители же рассказывают о росте эффективности и качества работы, пишет «Вечерняя Москва».
«Конечно, очень многие будут рады тому, что вместо пяти дней работать придется всего четыре, – рассказывает финансовый эксперт и эксперт по трудовому праву Эльвира Митюкова. – Нагрузка станет в разы меньше, при этом средний заработок сохранится».
Но все не так просто, как кажется. Для компаний нет универсального пути перехода на такой график. Для отдельных отраслей и типов бизнеса рабочая четырехдневка может оказаться эффективной, а для других – совершенно неприемлемой.
«Нужно понимать и работодателя, у которого при четырехдневке расходы те же, а доходы в такой ситуации вряд ли вырастут, – объясняет специалист. – Кто будет работать? Непонятно. То есть проблема ляжет на бизнес. Скорее всего, увеличится себестоимость продукта, и в итоге придется повышать цены».
Вопрос действительно сложный, однако мало кто из работающих людей откажется от дополнительного выходного с сохранением прежней заработной платы. Так на что же они хотели бы его потратить? При раскладе «суббота – для друзей», «воскресенье – для дома» сложно найти время для качественного отдыха. Кстати, а что подразумевается под этим понятием?
«Многие считают отдыхом возможность поспать подольше, а то и вовсе не вставать с кровати, провести день в социальных сетях, – рассуждает Моисеева. – Однако это нельзя считать полноценным отдыхом. Люди отдыхают, когда получают эмоции: гуляют, занимаются хобби, посещают новые места. Даже если и появится третий выходной, проводить его в интернете не очень хорошо для психики, ведь мы и так постоянно онлайн, а такие посиделки могут привести лишь к перенасыщению контентом».
Однако многие сотрудники из тех, кто уже столкнулся с четырехдневным рабочим графиком, признаются в том, что и при трех выходных у них недостает времени на качественный полноценный отдых. По заверению некоторых из тех, чьи компании проводили такие эксперименты, из-за четырехдневки приходилось работать в ускоренном темпе, чтобы закрыть все необходимые задачи. А порой и захватывать свой новоприобретенный выходной.
«Вот сейчас люди выйдут на работу после длинных праздничных каникул, – объясняет Эльвира. – После такого отдыха они еще дня два будут рассказывать о том, как круто проводили это время. У них не будет возможности сразу взяться за работу – нужна «акклиматизация». Хотя то же самое, но в меньшей степени происходит и после обычных выходных. Я считаю, что при введении третьего выходного эта ситуация только усугубится».
В любом случае, если прислушаться к словам экспертов, в России пока повального перехода на рабочую четырехдневку ожидать не стоит – уж точно не раньше того момента, когда все школы перейдут на пятидневное обучение.
Продолжительность рабочей недели в ряде стран Европы (часов):
• Нидерланды: 30;
• Дания: 32;
• Норвегия: 33;
• Германия: 33,5;
• Франция: 34–37.