Яндекс.Метрика
  • Олег ЦЫБУЛЬСКИЙ, начальник отдела боевой подготовки газеты «На страже Родины»

Всегда впереди, всегда в гуще событий: как работает передовой авиационный наводчик

«Шерхан» – о своей мужской работе
Фото: из личного архива военнослужащих отряда «Смуглянки»

Передовой авиационный наводчик – это не просто военнослужащий с рацией и биноклем. Это высококвалифицированный специалист, сочетающий в себе качества разведчика, топографа, связиста, тактика и психолога. Его работа требует глубоких профессиональных знаний, отработанных до автоматизма практических навыков, несгибаемой силы воли и хладнокровия. А еще немного удачи.

Рыжеволосый «Рон»

«Шерхан» готовился к выходу на боевое задание. Еще раз проверил снаряжение, потом включил планшет и, открыв на экране карту, углубился в ее изучение. Красные точки – это позиции, с которых авианаводчик планировал выполнить наведение на цель. Их он всегда подготавливал несколько и с местом работы определялся уже непосредственно перед выходом. Маршруты движения, точки эвакуации и еще множество другой информации – всё заранее продумано, и не один раз. Мелочей в специальности «Шерхана» не бывает.

– «Рон», подойди ко мне, – обратился он к молодому парню, склонившемуся над радиостанцией. – У тебя всё готово?

Связист утвердительно кивнул головой.

– Тогда снимай каску, – улыбнулся «Шерхан».

Тусклый свет лампочки, освещавшей блиндаж, осветил рыжие волосы «Рона», и они вспыхнули, словно сказочный огненный цветок.

– На удачу, – произнес «Шерхан», после чего прикоснулся к голове связиста и провел по свисающему чубу, будто пытался его поправить. Был у авианаводчика такой ритуал, которому он никогда не изменял, – потрепать перед выходом на боевое задание рыжие волосы своего связиста. И удача, к которой он обращался таким образом, всегда поворачивалась к нему лицом. По крайней мере, «Шерхан» в это очень верит.

И действительно, судьба ему благоволила. Несколько раз получалось так, что позиции, с которых предстояло работать авианаводчику, подвергались массированному артиллерийскому обстрелу со стороны противника как раз в то время, когда «Шерхан» должен был там находиться. Окажись он на позиции, непременно бы погиб. Но в самый последний момент задание по какой-либо причине отменялось: то ли ему помогало само провидение, то ли рыжие волосы «Рона» на самом деле приносили удачу. На войне без удачи никуда.

Помогла она и в этот раз. Авианаводчик выполнил задание: ударная группа армейской авиации под управлением «Шерхана» поразила все цели.


Фото: из личного архива военнослужащих отряда «Смуглянки»

«Мы с тобой одной крови»

На момент начала специальной военной операции «Шерхан» являлся кадровым военным. Сразу же написал рапорт, в котором изложил свое желание отправиться на фронт, понимая, что его знания там обязательно пригодятся. «Планета ВВС» очень маленькая. Через несколько рукопожатий все друг друга знают. Близкий товарищ «Шерхана» познакомил его со «Смуглянкой», и так он оказался в легендарном отряде авианаводчиков.

– В небо, естественно, тянет, – признается офицер. – Но это было очень давно. Всему свое время и место.

Дело в том, что в прошлом «Шерхан» – военный летчик, окончил Армавирский военный авиационный институт. И конечно же, работу летчиков, во взаимодействии с которыми он выполняет боевые задачи, знает изнутри. Хорошо представляет, что это значит – управлять стальной птицей, рассекающей недра неба. И очень хочет тоже оказаться за штурвалом. Это как генетический код – его из себя не вытравить и никак не избавиться.

«Мы с тобой одной крови» – такая фраза крутится в голове «Шерхана», когда он общается с пилотами во время выполнения боевых задач. И летчики, будто чувствуя химию, связывающую их с авианаводчиком, оперативно и четко выполняют его команды.

– Нет легких заданий. Все задания сложные, и каждый передовой авианаводчик тщательно готовится к их выполнению, – утверждает «Шерхан». – Случаются и нештатные ситуации. Самые сложные из них – это когда требуется оказать помощь экипажам боевых машин, сбитых противником во время выполнения задания. Необходимо оперативно забрать летчиков и доставить в безопасное место. Я с таким не встречался, и дай бог, чтобы этого вообще не происходило. Но среди авианаводчиков есть воины, которые достойно выходили из данной ситуации. Честь им и хвала!

У летчиков есть такое выражение: «Летчики не умирают. Они просто улетают и не возвращаются». «Шерхан» вспоминает о своем товарище, командире авиационной эскадрильи, погибшем при выполнении боевой задачи.

– Дима улетел. И не вернулся… – с грустью произносит он.

«Чудеса на виражах»

Именно так называется любимый начала 1990-х годов мультфильм нашего героя. Один из его персонажей – тигр Шерхан. Его конкуренты исчезали бесследно. Все знали, что он к этому причастен, но Шерхан не оставлял следов. Очень похоже на работу передовых авианаводчиков.

– ПАН не должен быть виден. Это аксиома! В противном случае он цель номер один, – объясняет «Шерхан». – Дело не в трусости, а в том, что авианаводчик, оставаясь незамеченным, сможет дольше работать. А значит, воины из состава пехотных подразделений, в чьих интересах он действует, останутся живы.

Но есть еще одна причина, по которой авианаводчик взял себе такой позывной. Это преемственность поколений и уважение к родителям. Дело в том, что отец «Шерхана», тоже посвятивший многие годы жизни службе в Военно-воздушных силах РФ, имел среди сослуживцев дружеское прозвище Хан. Теперь сын продолжает традиции отца. И носит созвучный позывной.

– Передовой авиационный наводчик – это всегда впереди, всегда в гуще событий. Это очень интересная и очень мужская работа! – признается «Шерхан».

И он действительно всегда впереди. Штурм Артёмовска, отражение контрнаступления ВСУ, освобождение Авдеевки и Курской земли – «Шерхан» всегда там, где особенно трудно. А он по-другому и не умеет. Такой у него характер. Так его воспитали. Родина для него – это обыкновенные люди, ради которых он живет и выполняет такую важную работу. И после победы он вернется домой, обнимет отца и мать, прижмет к груди жену. А потом, в тишине, еще раз вспомнит всех воинов, с которыми его свела судьба на фронте. Вспомнит живых. Вспомнит погибших. Тех, что улетели… И не вернулись…

Фото: из личного архива военнослужащих отряда «Смуглянки»