В Петербурге врачи устранили сложнейший дефект развития новорожденного, применив уникальную методику
Аюб Хутежев – третий и долгожданный ребенок в семье, где растут два старших брата 11 и 12 лет. Семья живет в селе Аргудан, в Приэльбрусье, в Кабардино-Балкарии. Мама Аюба Арина наблюдалась в течение беременности, соблюдала все рекомендации врачей. Сложно представить ее чувства, когда врачи местного перинатального центра сообщили ей, что у плода обнаружен редкий порок развития – двойная дуга аорты. Медики в ходе телемедицинской консультации связались с коллегами из Педиатрического университета, вердикт врачей был однозначен: и рожать, и лечить мальчика необходимо в Санкт-Петербурге, в университетской клинике.
Месяц в реанимации
Аюб появился на свет в Перинатальном центре университетской клиники 6 ноября. Малыш родился на 38-й неделе с весом 3600 граммов. Щекастый рыженький малыш родился доношенным. Однако обследование в клинике Педиатрического университета подтвердило первоначальный диагноз. Двойная дуга аорты – патология, при которой сохраняются обе аортальные дуги, сжимающие трахею и пищевод в так называемое сосудистое кольцо. Происходит сдавливание трахеи и пищевода, ребенок не может ни дышать, ни есть. Кардиохирургическая бригада разобщила сосудистое кольцо, однако ожидаемого улучшения не случилось – оказалось, что у мальчика есть еще одна тяжелая патология – трахеомаляция, то есть провисание трахеи из-за слабого хрящевого каркаса. При попытках экстубировать ребенка, то есть дать ему дышать самостоятельно, воздух практически не поступал в легкие, просвет трахеи перекрывался почти полностью. Кроме того, несостоятельный участок трахеи располагался так низко, что устранить проблему обычными в этих ситуациях способами, например, временной постановкой трахеостомы, не представлялось возможным.
Маленький Аюб месяц провел в реанимации. У него останавливалось сердце, реаниматологи возвращали его к жизни. Самостоятельно дышать он практически не мог. Раньше дети с такой патологией длительное время находились в реанимации на искусственной вентиляции легких и не могли нормально развиваться, а впоследствии, как правило, погибали от легочных инфекций. Однако в клинике Педиатрического университета детские хирурги уже умеют выполнять крайне редкую операцию – заднюю торакоскопическую трахеопексию, причем делают ее в ходе не полостной операции, как в большинстве стран, а минимально инвазивным торакоскопическим способом – через проколы грудной клетки. В мире подобные операции делают только в Бостонской детской клинике и медицинском центре Цинциннати, а также в Санкт-Петербургском педиатрическом университете. В Педиатрическом университете таким методом владеет детский хирург Перинатального центра Роман Ти.
Почти как пазл
Роман Ти провел первую операцию задней торакоскопической трахеопексии торакоскопическим способом в мае 2025 года. Его первой пациенткой была 3-месячная Валерия из Петрозаводска. Операция прошла успешно. Поэтому под руководством ректора Педиатрического университета Дмитрия Иванова было решено провести аналогичное хирургическое вмешательство месячному Аюбу.
«Просвета трахеи практически не было. Поэтому требовалась этапная операция, достаточно сложная. Нужно было раскрыть трахею, чтобы она осталась в постоянном раскрытом состоянии. Технология заключается в том, что мы убираем пищевод от задней стенки трахеи и заднюю стенку, которая слипается, фиксируем к предпозвоночной фасции, то есть к позвоночнику, грубо говоря. За счет этого мы освобождаем место и фиксируем трахею. Аорта – это самый крупный сосуд в нашем организме с высоким давлением, и когда ее разобщают, там образуются достаточно плотные спайки и деформируется вся зона. То есть основное время операции направлено на то, чтобы разобщить и анатомически все выделить, чтобы не было никаких осложнений. Эта операция технически намного сложнее, чем те операции, которые выполняют в США. В США ее проводят открытым путем, то есть попросту руками. А мы – торакоскопически, то есть через проколы. Все прошло великолепно, и трахея прекрасно выглядит изнутри, как у здорового ребенка», – рассказывает Роман Ти.
Сложнейшее вмешательство было проведено 12 декабря. Оно продлилось 3 часа. Бригада хирургов под руководством Романа Ти буквально по миллиметру через мелкие проколы сдвигали пищевод, трахею ближе к позвоночнику и фиксировали их к тканям, окружающим позвоночный столб. На третий день после операции врачи попробовали дать Аюбу подышать самостоятельно – и малыш задышал! Через неделю после хирургической коррекции патологию Аюба перевели из реанимации в отделение патологии новорожденных и детей грудного возраста.
Безмерная благодарность врачам
Арина Канлоева, мама Аюба, гладит сына по рыжим волосам. Она уже не плачет, хотя можно представить, как ей дались эти два месяца.
«Роман Андриянович Ти провел очень трудную и сложную операцию. Мы безмерно ему благодарны, он спас нашего сына!» – говорит Арина Канлоева.
Она рассказывает, что ни минуты не сомневалась, ехать или нет в Санкт-Петербург, в Педиатрический университет. Хотя раньше она здесь никогда не была.
«Очень сложно было. Очень тяжело. Но врачи помогали просто невероятно, поддерживали нас теплом, уютом, дружелюбностью. Они нас поддерживали так, чтобы мы чувствовали себя как дома. Я благодарю врачей нашего Перинатального центра, что вовремя обнаружили проблему и связались с Педиатрическим университетом. Благодарю врача-неонаталога Надежду Коркодинову и врача анестезиолога-реаниматолога Екатерину Хапугину, особенно я благодарна Роману Андрияновичу и всему коллективу. Я хочу, чтобы все знали, что такую операцию возможно сделать в России. Что здесь могут помочь преодолеть все трудности. И что наш ребенок выжил благодаря этим чудесным врачам и хирургу Роману Андрияновичу Ти», – говорит мама Арина.
Сегодня Арину Канлоеву с сыном выписывают из клиники Педиатрического университета. Никаких ограничений на перелеты малыш Аюб теперь не имеет. Завтра они улетают домой, где их с нетерпением ждут всем селом Аргудан. И больше всего ждут, конечно, папа и два старших брата. Новый год семья встретит вместе.