«Гусар» не унывает: получивший тяжелое ранение ветеран СВО делится опытом с призывниками
Меньше недели осталось до завершения последнего в истории России осеннего призыва. С Нового года, согласно Указу Президента, призывная кампания станет круглогодичной. А вот сроки отправки в войска останутся прежними – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Нынешний призыв отличается от предыдущих не только электронными повестками, которые наряду с традиционными бумажными обрели законную юридическую силу, но и активным участием в работе с призывниками ветеранов спецоперации. Многие из них, пройдя лечение и реабилитацию после тяжелых ранений, принимают решение остаться в структуре Минобороны и после переподготовки приходят в военные комиссариаты.
«Гусар» уже второй год работает с призывниками. И хотя давно не на передовой, представляться продолжает позывным – так ему привычнее. Молодой парень с обаятельной улыбкой. На груди – медаль «За отвагу». При первом знакомстве, пока сидишь по другую сторону его рабочего стола, никогда и предположить не сможешь, что ему пришлось пережить. И только когда на своем офисном кресле он откатывается в сторону и берется за костыли, понимаешь, что вместо обеих ног у него – протезы.
«А как по-другому? Жизнь продолжается, несмотря ни на что», – говорит «Гусар».
Родом он из Рубежного в ЛНР. Там до сих пор живут его родные. Работал менеджером, электриком, слесарем. Но как только родной город освободили от неонацистов, сразу поехал в Луганск и подписал контракт с Минобороны.
Служил штурмовиком. Во время одной из операций в феврале 2023 года получил тяжелое ранение.
«Мы попали в засаду, – вспоминает «Гусар». – Пришлось быстро отходить, потому что силы оказались неравны. По нам работала артиллерия, минометы. В этот момент в меня и прилетел выстрел из РПГ. Срезало обе ноги. Был в сознании, всё видел, но казалось – снится. Наверное, свою роль сыграл выброс адреналина. Это меня и спасло. Насколько всё серьезно, до меня дошло только в госпитале».
Уже через два дня оказался в Питере в одной из клиник Военно-медицинской академии.
«Там замечательные врачи, – рассказывает «Гусар». – Один из них – Максим Викторович Лысенко – до последнего боролся за мою правую ногу. Низкий ему поклон. То, что он сделал, – это нечто».
Вскоре после операции к «Гусару» в палату пришел представитель Минобороны и поинтересовался, нет ли у него желания остаться на службе? Недолго подумал и решил, что здесь его опыт может пригодиться. Когда пришло время выбирать город для продолжения службы, решил, что это будет Петербург. Прямо в академии прошел переподготовку по новой специальности. И вот уже второй год работает в городском военкомате. Здесь «Гусар» чувствует себя на своем месте. Ощущает поддержку со стороны других сотрудников. Особенно тех, кто сам побывал «за ленточкой».
«Да, с таким ранением я не могу быть инструктором, но помочь напутственными словами, советом тем, кто подписал свой первый контракт, – мне по силам. Ребята ведь не сразу отправляются в зону СВО – сперва проходят обучение на полигоне. Там и могут опробовать на практике мои советы», – поясняет свою позицию «Гусар».
Но главная его задача – работа с призывниками, ведение базы данных. От момента постановки на учет и до отправки в часть. Учет категории годности к военной службе, наличие отсрочек и многое другое. Старается вникать во все тонкости. Ведь тема ему близка: старшему сыну 19 лет – скоро служить.
Один из важных моментов для таких ветеранов, как «Гусар», – поддержка со стороны государства. В первую очередь – фонда «Защитники Отечества», где всегда проконсультируют, помогут оформить льготы или полагающиеся выплаты, подготовить необходимый для этого пакет документов.
С недавнего времени многие льготы, которые предоставляются через фонд «Защитники Отечества», распространили и на тех, кто, получив инвалидность в результате тяжелого ранения, решил остаться в системе Минобороны. Эти новации «Гусар» успел уже ощутить на себе, став обладателем автомобиля с ручным управлением.
«Поскольку машину вожу давно, мне пришлось просто переучиться на ручное управление. Прошел специальные курсы, получил отметку в правах, и всё – вопрос ограниченной мобильности больше не актуален. С апреля намотал уже 20 тысяч», – рассказывает «Гусар».
Но самая главная для «Гусара» поддержка – от его близких. Матери, которая осталась в Рубежном, старшего сына, который вслед за отцом перебрался в Петербург. И, конечно, супруги, с которой познакомился уже здесь. Вспоминая о ней, «Гусар» светится.
«У меня была девушка-волонтер, которая мне помогала, – рассказывает он историю знакомства. – И вот однажды зимой я попросил ее приехать меня подстричь: добраться по снегу на коляске до ближайшей парикмахерской было проблематично. Она приехала с подругой, в которую я влюбился с первого взгляда».
А дальше в этой истории всё пошло по-гусарски: быстро убедил любимую переехать к нему, вскоре расписались, а пять месяцев назад родилась дочь.
Не удержавшись, задаю вопрос: не ревнует ли сын к новой семье? Оказалось – нет. Нашли общий язык.
«Когда приходишь с работы, устаешь после целого дня на протезах. Хочется прилечь. Отдыхаю, слушаю, как они что-то обсуждают на кухне», – рассказывает «Гусар». И по улыбке становится понятно: всё у него хорошо.