Тимур Кулов: «Чтобы после спектакля дышалось радостнее»
– Тимур, каким был для вас уходящий год?
– Год был разным! Но я очень рад, что у меня была возможность поставить в Театре юных зрителей имени А.А. Брянцева три спектакля: «На рассвете», «Красавица» и «Шурале», премьера которого состоялась совсем недавно. Это большое доверие со стороны руководства театра, и я это очень ценю!
– Нынешний год для вас был ознаменован и «Золотым софитом» – главной театральной премией Петербурга.
– «Золотой софит» я получил в номинации «Лучший спектакль малой формы». Спектакль «Никто не приехал» я поставил в театре «Суббота» по результатам работы Международного конкурса-фестиваля коротких пьес Stories. Мне кажется, что в нем заложены хорошие и важные смыслы. Он очень, так сказать, сегодняшний!
– Также вы организовали режиссерскую лабораторию на тюзовском фестивале.
– Верно! Режиссерскую лабораторию мы запустили внутри фестиваля «Молодежь. Театр. Фест». Я курировал ее вместе с известным театральным критиком Александром Висловым. Мы сосредоточились на эпохе ТЮЗа до 1960-х. Наша задача состояла в том, чтобы использовать наследие прошлой эпохи в современном контексте. И уже сейчас с двумя режиссерами, поставившими эскизы спектаклей, ведутся активные переговоры о будущих постановках.
Считаю, что такое знакомство с историей театра вообще, с историей ТЮЗа, которому больше 100 лет, очень полезно для всех. А также знакомство с новыми именами режиссеров, которые еще не работали в Петербурге! Именно таких мы приглашали в лабораторию.
– В последние месяцы было много зарубежных гастролей?
– В этом году спектакли «Нос», «На рассвете» и «Красавица» были в Армении, Алжире, Тунисе, Египте. И, несмотря на разность менталитетов и языков, постановки принимали очень тепло. Весь мир сейчас волнует одно и то же! И такие показы в этом меня убедили.
– Вы как-то сказали, что любите сочинительский театр, где можно придумать свои миры и вселенные.
– Театр – это в принципе сочинительство. В спектакле «Шурале» за основу мы брали не только поэму Габдуллы Тукая, хотя, конечно, она доминирующая! Мне бы хотелось, чтобы спектакль воспринимался как музыка, объяснить которую мы не можем, но при этом ощущаем, как она нас меняет. И чтобы после спектакля дышалось радостнее.
– Вам помогают четки, с которыми вы не расстаетесь?
– Их мне подарила в Казани мой педагог по актерскому мастерству Юнона Ильинична Карева, это был 2008 год. Она сказала, что каждый уважающий себя режиссер должен волноваться в свои четки. Вот так я уже почти 20 лет и делаю.
– Вы учились у Леонида Хейфеца, снимались у Сергея Говорухина и с теплотой вспоминаете своих педагогов. ТЮЗ может выступать в роли воспитателя?
– Конечно! Через какое-то эстетическое начало. В театре должны идти «нестыдные» спектакли, чтобы зритель не разочаровывался с юного возраста. Потому что если ты обманул его один раз, не оправдал доверия, то во второй раз он может уже и не прийти. Само название – Театр юных зрителей – ко многому обязывает. Это то место, куда можно прийти бабушке с внуком или всей семьей. Очень важно объединять людей разного возраста в одном зале.
– Новый год – новые задачи. Что у вас в планах?
– У меня в планах и новая лаборатория в ТЮЗе, и новые постановки. В год Огненной Лошади нужно работать еще больше, чтобы надежды на 2026 год осуществились. Чего и всем желаю!