Яндекс.Метрика
  • Александр Малькевич, подготовила Ирина Лисова

Харьковский дневник: «Как люди отстаивают свою землю»

«Петербургский дневник» и Александр Малькевич продолжают совместный проект
Фото: Виталий Ганчев

В серии публикаций депутат петербургского парламента и сопредседатель Координационного совета Общественной палаты РФ по интеграции новых регионов рассказывает о работе в Харьковской области.

Глава военно-гражданской администрации (ВГА) Харьковской области Виталий Ганчев родился и жил в Харькове. И застал там события «харьковской весны» 2014 года.

«Я тогда продержался в харьковском подполье целый год – до марта 2015 года. Я был в милицейских погонах и изнутри видел, как все происходило и какие ставились задачи по подавлению этого всего», – рассказывает он.

Харьковскую народную республику уже провозгласили в апреле 2014 года.

«Но мэр города Харькова (Геннадий Кернес. – Ред.) – я не буду про покойников плохо говорить – попросту включил заднюю, как говорится, – вспоминает Виталий Ганчев. – Потому что ему было что терять. Хотя все активисты уже тогда верили ему и думали, что – все, город перевернулся, мы сейчас объявим о федерализации… То есть нас называли откровенно сепаратистами, но мы не призывали к развалу Украины. И только когда харьковчан не услышали, мы начали обращаться к президенту России – мол, помоги нам, мы сами не можем. И вот тогда всех наших активистов начали выбивать. Очень жестко выбивать».

Фото: Виталий Ганчев

СОПРОТИВЛЕНИЕ

Сам Ганчев подвергся жестким репрессиям.

«Я был похищен прямо с улицы, в застенках меня пытали. Я не исключение, нас очень много, сотни людей пропали тогда с улиц Харькова, – говорит с горечью он. – Естественно, когда выбили весь основной актив, который тогда всю работу организовывал, кого‑то потом по обмену через три, пять, семь лет отдали в Донбасс. Людей практически уничтоженных, с испорченным здоровьем. Я тоже очень долго восстанавливался. Почти месяц не передвигался никак – не ходил, не ползал».

Многие присоединились к команде Ганчева в 2022 году в Купянске и Волчанске – это местные жители, которые захотели участвовать в этой работе. А основной костяк команды военно-гражданской администрации Харьковской области был сформирован как раз из тех, кто еще в 2014 году был в числе активистов Харьковского движения сопротивления.

«Мотивы простые: это наша земля, наши люди», – поясняет глава ВГА Харьковской области и добавляет, что сейчас в регионе жители, которые говорят по-русски, регулярно терпят издевательства и репрессии.

«Их сразу называют агентами Кремля и так далее, – рассказывает Виталий Ганчев. – Это все прекрасно знают. Это не сегодня началось и не тогда, когда укронацисты заняли Купянск, это все было гораздо раньше. И такую информацию мы получаем не только из Харьковской области, но и со всей Украины, где людям сначала промывали мозги укропропагандой. А те, у кого они не промылись, стали «врагами» и «агентами» Кремля. А по их правилам, если человека нельзя переделать, то его нужно уничтожить».

Фото: Виталий Ганчев

В СЕРОЙ ЗОНЕ

Сегодня сотрудники команды ВГА Харьковской области постоянно находятся на территории региона.

«Помимо доставки гуманитарных грузов ребята оказывают физическую помощь: если требуется сопроводить, отгрузить, адресно направить. Сейчас интенсивно завозится уголь, потому что, к сожалению, мы еще пока не имеем технической возможности подключить людям газ. Немаловажное значение имеет наша пекарня. Благодаря работе ВГА население ежедневно бесплатно обеспечивают свежим хлебом. Наши работники перед Пасхой трудились день и ночь, чтобы каждый житель Харьковской области смог бесплатно получить праздничный кулич», – отмечает Ганчев.

Даже в так называемой серой зоне остались люди. Практически в каждом поселке, находящемся сейчас под контролем ВГА Харьковской области, есть население. В основном это пожилые люди, которые не захотели или не смогли уехать, их немного, но они там живут.

«Это наша зона ответственности, и мы не можем их бросить, – объясняет Виталий Ганчев. – Конечно, все непросто. Я неоднократно рассказывал, как живут наши люди в этой серой зоне: там нет централизованного электроснабжения и газоснабжения. Поэтому приходится вручную доставлять газовые баллоны и дрова для отопительного сезона. Сейчас мы завершаем подготовку к зиме сезона-2025/26. Это важная часть нашей работы, сопряженная с большими рисками. Наши сотрудники постоянно находятся в опасности».

Команда ВГА Харьковской области не участвует в боестолкновениях, но постоянно находится под ударом вражеской артиллерии и дронов.

«Люди там продолжают жить. Иногда они обращаются к нам в связи с жизненными трудностями – и мы оказываем помощь, вплоть до организации выезда в Российскую Федерацию и оформления паспорта гражданина России. Таких желающих много, подавляющее большинство. Даже оставаясь пока на территории освобожденной части Харьковской области, формально являясь гражданами Украины, люди обращаются к нам за поддержкой, и мы помогаем им с подачей документов», – подчеркивает Ганчев.

По его словам, около 100 детей до сих пор находится в серой зоне Харьковской области. Для обеспечения учебного процесса некоторые ребята выезжают из региона.

«Мы не допускаем, чтобы наши дети остались без образования, отправляем их в тыловые районы соседней Луганской народной республики. Очень много предприятий и неравнодушных людей откликнулись для оказания помощи в организации интернатного обучения ребят. Мы в кратчайшие сроки создали условия для реализации этого процесса: провели ремонтные работы, обеспечили учеников постельными принадлежностями, канцелярией и прочим», – рассказывает глава ВГА Харьковской области.

Кстати, харьковская команда по волейболу успешно выступает в ЛНР. Военно-гражданская администрация обеспечила их спортивным инвентарем и формой.

«При активной поддержке правительства РФ наши дети имеют возможность отдыхать в международном детском центре «Артек». Нам постоянно поступают предложения для организации отдыха детей на курортах Краснодарского края. Раньше мы также вывозили детей в Белгородскую область. Но из‑за постоянных обстрелов Белгорода со стороны ВСУ мы чаще направляем детей именно в ЛНР», – говорит Виталий Ганчев.

Фото: Виталий Ганчев

ДО ПОЛНОЙ ПОБЕДЫ

Он уверен, что на самом деле страна знает своих героев. В команде ВГА Харьковской области, по словам Ганчева, много сотрудников, уже отмеченных государственными наградами. Это говорит о том, что руководство нашей страны не просто оказывает им поддержку, но и высоко оценивает их работу. Для людей, которые, рискуя жизнью, продолжают трудиться, это немаловажно. Ведь то, что они делают, – настоящий подвиг.

«Я стараюсь всячески поддерживать и поощрять своих сотрудников. Выделять кого‑то пофамильно не стану: команда у нас не такая большая, и трудятся все. Даже если человек не находится непосредственно на передовой, он делает многое для того, чтобы туда могли доехать скорая помощь, водители, доставляющие гуманитарные грузы. Без помощи неравнодушных людей мы бы не справились, – убежден Ганчев. – Именно они завозят муку, дрова, уголь. Это водители, которые, понимая, куда едут, рискуют в так называемой серой зоне. Сказать, что эти люди остаются незамеченными, я не могу. Это оценка всей команды».

Сейчас в регионе работают пять фельдшерско-акушерских пунктов, объединенных в единую амбулаторию.

«Есть главный врач – Александр Божков. Несмотря на преклонный возраст, он надевает бронежилет и каску, идет в каждый дом, куда может добраться, и беседует с каждой бабушкой. Раньше он был главным врачом Изюмской больницы, даже занимал пост мэра города в свое время – еще при Украине. Давно был на пенсии. Но когда мы его пригласили работать, он сразу согласился, без колебаний: «Если я вам нужен – я поеду». Когда мы встретились с ним, он сказал: «Вы можете на меня рассчитывать в любое время дня и ночи». И сдержал слово», – рассказывает глава военно-гражданской администрации.

Сейчас Российская армия находит огромные захоронения в тех населенных пунктах, которые освобождает.

«Я могу подтвердить эти факты, – добавляет Ганчев. – Но вдаваться в подробности пока не стану – Центр фиксации военных преступлений продолжает работу по каждому из таких захоронений. Я уверен: с каждым освобождением населенных пунктов мы будем сталкиваться с новыми фактами, и это займет не один день и не один год. Пока наша земля не будет полностью освобождена от этой нечисти, мы будем, к сожалению, видеть наследие неонацизма. Поэтому и сражаемся до нашей полной победы».

В предыдущих публикациях автор рассказывал о том, как приходится выживать тем людям, которые оказались на прифронтовых территориях. Украинская армия регулярно ведет обстрелы мирного населения.