Ирина Эмирова: «Всегда выбираю аудиторию, которая во мне особенно нуждается»
Ирину Эмирову не увидеть в раскрученных телевизионных шоу, хотя она выступает на крупнейших площадках страны и отмечена правительственными наградами. За десять лет концертной деятельности она дала более 100 некоммерческих (бесплатных) концертов в 80 городах России для незащищенных слоев населения и подарила праздник тысячам зрителей. Ее главное призвание – быть полезной обществу в самое сложное время. В интервью «Петербургскому дневнику» певица и психолог рассказала о том, как превращает свои концерты в сеансы массовой терапии, а также о желании создать в России проект, основанный на коллективной взаимопомощи.
– Ирина, ваш путь в музыку начался в достаточно зрелом возрасте, после многолетней работы психологом. Что заставило вас кардинально сменить сферу деятельности?
– Психология до сих пор остается делом всей моей жизни. Вокал появился в моей жизни как терапия. Я много работала с онкологическими пациентами и их родственниками, что требовало от меня большого душевного напряжения. И в какой-то момент мне самой понадобилась психологическая помощь. По совету врачей, я пошла на занятия академическим вокалом. Это был способ снять стресс, а не строить карьеру. Но процесс мне понравился: я ощутила внутреннюю гармонию, почувствовала себя более женственной, ведь работа психологом практически исключает гендерную идентичность. И поняла, что могу помогать людям не только словами, но и через музыку – как инструмент терапии.
– Вас заметил и поддержал экс-солист Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Анатолий Налецкий. Расскажите, какие его советы стали для вас самыми ценными?
– Анатолий Константинович обладает феноменальным чутьем. Он сразу отметил редкий для женщины низкий тембр и особую сценическую энергетику. Он сказал, что у меня есть индивидуальная харизма, которую нужно развивать. Но самое главное – он заставил поверить в то, что сцена может стать моей профессией.
– Вы вспоминаете детство и юность как непростой период. Как этот опыт повлиял на вашу дальнейшую жизнь и выбор профессии?
– Школьные годы оставили тяжелые воспоминания. После третьего класса я перешла в 136-ю школу и сразу почувствовала давление со стороны одноклассников. Они хотели, чтобы я поступала как все и не выделялась. Но я никогда не умела притворяться, отстаивала свою позицию. С 4-го по 11-й класс было все: неприятие, давление, конфликты и даже драки. Пожаловаться родителям я не могла. Они считали, что я должна быть сильной и самостоятельно справляться с трудностями. Мне кажется, этот период научил меня анализировать конфликты и, главное, чувствовать чужую боль и несправедливость. В конечном итоге этот травматический период повлиял на выбор профессии. Стало понятно, что я хочу помогать другим людям.
– Как ваш опыт работы с людьми помогает на сцене? И есть ли что-то общее в работе психологом и артистом?
– Мои концерты часто называют «песнетерапией». Я сознательно создаю на сцене атмосферу открытости и эмоциональной разрядки. Мне хочется не просто исполнить песни, а дать людям возможность прожить чувства, снять напряжение, почувствовать поддержку. Мой преподаватель учил, что артист обязан создавать стену между зрителем и сценой. Но я, наоборот, стремлюсь к живому взаимодействию, ориентируюсь на настроение аудитории и могу менять программу прямо по ходу выступления, если вижу такой запрос со стороны публики.
Чтобы создать атмосферу праздника в любом месте, даже в госпитале, мы возим с собой декорации, голографические вентиляторы, шарики и сладости. Мне важно, чтобы зрители почувствовали себя на моих концертах детьми, могли немного подурачиться, дали волю своим эмоциям. Так что я скорее массовый психолог, который использует музыку как инструмент.
– Ваша основная аудитория сейчас – бойцы СВО и их семьи…
– Да, я всегда выбираю ту аудиторию, которая во мне больше нуждается и где мои навыки особенно востребованы. Все-таки психолог во мне победил артиста: я получаю огромное удовлетворение, когда вижу эффект.
Плюс мы возим с собой освященную воду с Валаама. Где бы ни проходил концерт – накрываем стол, ставим самовар, баранки, угощаем бойцов. Многие говорят, что это им помогает.
– Как рождаются темы ваших песен? Какие из них самые любимые, особенные?
– Темы часто приходят из жизни моих клиентов, через меня прошли тысячи судеб. Любимые песни для исполнения – «Мама» и «Солдаты». Когда их пою, погружаюсь в эмоции так сильно, что потом нужно время, чтобы прийти в себя. «Мама» – это очень личное послание моей маме, написанное после ее инфаркта, когда особенно остро почувствовала ее ценность. А «Солдаты» – песня о том, как женщины ждут мужчин. Я выросла на рассказах бабушек о войне, об ожидании и страдании. Детские впечатления нашли сейчас свое отражение в творчестве.
– А как зрители реагируют? Была ли реакция, которая удивила?
– Самое поразительное, что на песне «Солдаты» встает весь зал. И до СВО вставали в память о героях Великой Отечественной, и сейчас встают в поддержку тех, кто на фронте. И еще меня всегда поражает, насколько зрители отзывчивы и ответственны. Я не боюсь приглашать людей на сцену – мне нравится живое взаимодействие с залом. И каждый раз они не просто включаются, а берут ответственность: сами наводят порядок, помогают. Это дорогого стоит.
– Наблюдаете ли вы в наше непростое время изменения в российской культуре?
– После нескольких лет изоляции из-за пандемии и цифровой активности общество стало все больше стремиться к живому общению, к смыслам, которые нельзя скачать. Люди снова интересуются своими корнями, семьей, языком, верой – не как идеологией, а как опорой. Я вижу, что многие звезды уехали из страны, но общество не заметило большой потери. Наоборот, на освободившиеся места приходят молодые и талантливые исполнители, которые раньше не могли пробиться на большую эстраду.
– Что будет актуально в русской культуре после специальной военной операции? Какая музыка, литература и драматургия будут нужны людям?
– Мне кажется, людям будет нужно меньше техногенности, искусственности, а больше душевности, натурализма, простых человеческих ценностей. Творчество должно быть искренним, идти от сердца, а не быть пародией на что-то.
– Как вам удается проводить бесплатные концерты в современных условиях?
– Мы работаем по модели донатов. Концерт бесплатный для всех, но если у зрителей есть возможность и желание, они могут поддержать нас добровольным взносом. Люди откликаются – бывало, что сборы от одного города покрывали расходы на выступление в другом. Зал и технику помогают предоставлять местные администрации или частные площадки, которые поддерживают идею. Главное, что мы открыто говорим о расходах, и люди чувствуют себя частью общего дела, а не просто зрителями.
– Расскажите о своих творческих планах.
– После одного из концертов для военных я поняла, что нужно расширять свою деятельность. У меня уже есть автономная некоммерческая организация для поддержки военных и их семей. Но я хочу большего – создать общероссийское общественное движение или организацию. Моя идея заключается в том, чтобы объединить две части нашего общества: тех, кто непосредственно участвует в СВО и их семьи, и всех остальных. Чтобы люди самых разных профессий могли раз в месяц или в полгода сделать что-то доброе для семьи военнослужащего бесплатно.