Яндекс.Метрика
  • Ольга Дятко

250 лет со дня рождения Карла Росси: петербуржцам рассказали, как архитектор создавал облик Северной столицы

Славу зодчему принесли ансамбли, созданные для размещения высших государственных учреждений
Фото: Бенуа Шарль Митуар. Портрет архитектора К.И. Росси. Не ранее 1830 г. Русский музей

Карл Росси сумел почувствовать и полюбить красоту нашего северного города, приехав сюда из солнечного Неаполя еще ребенком. 29 декабря исполнится 250 лет со дня рождения зодчего, чьи шедевры стали символами Петербурга.

«Самый умышленный город» – эти слова Достоевского о Петербурге приводят авторы издания «Историческая панорама СанктПетербурга и его окрестностей» (1913). Умышленный – «то есть созданный, а не создавшийся». А самым значительным из архитекторов Александровской эпохи, создававшим лучшие классические здания Петербурга, называют Карла Росси. Его творчество – это «высший расцвет петербургского классицизма». Росси, говорится в книге, нашел формы, «идеально характеризующие этот город – богатый, громадный, но холодный, торжественный и официальный».

НОВЫЕ АНСАМБЛИ

Славу зодчему принесли архитектурные ансамбли, созданные для размещения высших государственных учреждений: Главного штаба, министерств – иностранных дел, внутренних дел, финансов и народного просвещения. Росси не только оформил исторический центр Петербурга – Дворцовую и Сенатскую площади, – но и создал по единому замыслу новые крупные ансамбли: Александринской площади (ныне – площадь Островского) и Театральной улицы (ныне – улица Зодчего Росси), Михайловского и Елагина дворцов.

Для подъезда к великокняжескому Михайловскому дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки архитектор проложил Инженерную улицу, создал ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств) и Михайловской улицы. По замыслу Росси, Михайловский сад был полностью перепланирован в английском пейзажном стиле. Здесь же, на берегу Мойки, был возведен павильон с пристанью. По завершении работ в 1825 году Александр I наградил Карла Росси орденом Святого Владимира III степени с бриллиантовым перстнем. Росси так писал о своем замысле: «…Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости. Этот памятник должен стать вечным».

Фото: предоставлено Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина

СЕНАТ И СИНОД

Последняя большая работа Карла Ивановича – здания Сената и Синода.

22 апреля 1828 года император Николай I учредил архитектурный конкурс, «дабы зданию Сената дать характер, соответствующий огромности площади».

Планы ведущих архитекторов были представлены императору, и 18 февраля 1829 года «его величество высочайше одобрить соизволил» проект Карла Росси.

Однако архитектор ограничился лишь подготовкой проекта и сообщил, что «по слабому здоровью» и множеству других занятий не сможет занять должность главного архитектора. На эту должность был назначен Александр Штауберт, и строительство велось именно под его руководством.

На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с письмом Штауберта от 11 июля 1829 года, адресованным господину управляющему Министерством юстиции. Архитектор сообщает, что рвы под фундамент здания Сената готовы, и просит разрешения «заказать медную доску для положения в фундамент с изображением на оной, что здание возобновлено при Государе Императоре, ныне благополучно царствующем».

С возведением зданий Сената и Синода завершилось формирование ансамбля центральных площадей Петербурга – одного из наивысших достижений градостроительного искусства в стиле русского ампира, венчающего эпоху развития архитектуры классицизма.

СКРОМНЫЙ НЕКРОЛОГ

Один из главных создателей великолепного облика дворцового Петербурга скончался в 1849 году – в период эпидемии холеры, – работая над перестройкой Александринского театра.

В газете «Северная пчела» был опубликован скромный некролог: «6‑го числа сего месяца (апрель) скончался здесь в С.‑Петербурге известный архитектор, коллежский советник К.И. Росси, построивший здания в здешней столице, между прочими Михайловский и Елагин дворцы, Главный штаб, Александринский театр c флигелями по Театральной ул., и перестроивший Императорскую публичную библиотеку».

Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище в Петербурге, а в первой половине XX века прах Карла Росси был перенесен в некрополь Александро-Невской лавры.

Фото: предоставлено Президентской библиотекой имени Б.Н. Ельцина