Яндекс.Метрика
  • Дарья Шарова

«Подобный бьющему хлысту»: в Петербурге прошел турнир по шодсанлату

Национальный вид спорта, рожденный для спецназа, вышел на публичный ринг. Соревнования посвятили памяти героев России
Фото: предоставлено организаторами

Захватывающий и зрелищный шодсанлат (ШСЛ) переводится как «подобный бьющему хлысту». Удары ногами наносят так же, как в тхэквондо, удары руками – как в боксе, а высокие броски совершаются подобно борцам. Серия контрударов завершается бросками и болевыми приемами или добиванием.

«В наших планах и дальше развивать шодсанлат, наш национальный вид спорта. Мы планируем создать общероссийскую организацию, а затем и международную федерацию», – рассказал президент общероссийской общественной организации «Комитет национальных и неолимпийских видов спорта России» Борис Гришин.

«От звона кинжалов и воинских лат»

Турнир начался с гимна шодсанлата, который подчеркивает связь поколений, демонстрирует силу духа, волю к победе и патриотизм: «Мерилом поступков здесь исстари честь // И мужество с детства в почете; // Залог уважения – дух, а не лесть – // Орлы обретают в полете!»

Первыми на ринг вышли самые молодые участники. В красном и синем углах стоят настоящие, но еще совсем молодые бойцы – мальчики 8 лет. После знака рефери они сходятся в бою. По принципам шодсанлата они гибкие, как плеть, хваткие, как узел, крепкие, как древесный сучок. Один за одним идут бои, победы и проигрыши сопровождают друг друга.

И вот на ринг выходит мальчик, на скамье болельщиков громко кричит его мама Ольга: «Емельян, давай!» Начинается бой. Удар идет за захватом, парни обмениваются лоу-киками почти на равных. «Синий» начинает сдавать позиции, он явно проигрывает. Звучит сигнал, который означает брейк. Тренер шепчет на ухо противнику Емельяна: «Соберись! Хватай за ногу, ты же видишь, он бьет только прямой ногой!»

Еще один сигнал – и бой продолжается. Мальчику удается схватить Емельяна за ногу и даже уронить его – совет тренера оказался действенным, но в этой схватке, вертко вывернувшись из захвата и нанеся решающий удар, все-таки побеждает Емельян.

«У меня еще два боя, – рассказывает он. – Я настроен на победу в каждом».

И правда, одну медаль за одной он, прибегая, надевает своей маме на шею. Каждый бой выигран им, каждый соперник побежден в равной схватке.

По словам настоятеля храма Святого преподобного Сергия Радонежского в Приморском районе и руководителя православного патриотического клуба ZOV Дмитрия Зубова, с получением государственного признания на организаторов соревнований ложится особая ответственность: они обязаны заложить в основу шодсанлата прочный духовно-нравственный фундамент. И этим фундаментом для мальчиков стала вера в победу, сила духа и любовь к родным, отметил отец Дмитрий.

«Мудрость отцовских заветов»

Шодсанлат зародился в 1990-х годах благодаря Магомед-Гирею Сукиеву, который разработал особую технику боя для Ингушского ОМОНа. В основе этого боевого искусства – безопасность и уважение. Оно позволяет без травм выйти из схватки как победителю, так и проигравшему.

Сукиев не только систематизировал техники, но и популяризировал их. В технику боя вошли ударные и бросковые приемы. В нем разрешены амплитудные броски с захватом шеи, активная, упреждающая блокировка конечностей, сочетание ударов и борьбы в единой системе.

В 1990 году шодсанлат был представлен широкой публике на конференции по боевым искусствам в Москве. А в 2016 году его включили во Всероссийский реестр видов спорта.

«Мы воспитываем в детях стойкость, силу, уважение к сопернику, которые помогут им в будущем. Наши солдаты являются для них примером чести, мужества, верности и единства», – сказал президент Федерации ШСЛ Санкт-Петербурга Евгений Климук.

Турнир был разделен на две части: латар (поединок) и бо-лат (фехтование). В латаре, по словам Евгения Климука, могли участвовать только хорошо подготовленные борцы, которые готовы к физическому контакту на ринге и морально организованы, то есть усвоили уроки уважения и знают о понятии чести. В бо-лате участвовали молодые, еще не окрепшие борцы, которые пока что изучают шодсанлат и готовятся к своим первым серьезным турнирам. Пока они практикуются в фехтовании с поролоновыми саблями.

«Шодсанлат – это больше, чем спорт. Это дисциплина, которая проверяет нашу способность обуздать грубую силу высшим смыслом», – подытожил священник Дмитрий Зубов.