Виталий Сармин: «Надо любить нашу Родину и думать о будущем страны»
Родился Виталий в Ленинграде в семье офицера и учительницы. Детство и отрочество прошли под рассказы деда – ветерана Великой Отечественной войны Мирсаяфа Мусабирова.
До 1941 года его дед был единственным грамотным на несколько деревень и уже работал учителем в школе. На фронт его не брали из-за возраста, кроме того, он имел бронь как педагог. Но когда ему исполнилось восемнадцать, ушел добровольцем. Участвовал в сражениях за освобождение Новгородской области, Прибалтики, награжден медалью «За отвагу». Четырежды был ранен, служил в армии до 1948 года, после демобилизовался и вернулся в школу. Работал учителем математики, физики. До самой пенсии был директором школы.
Виталий Сармин отлично помнит, с каким уважением относились к деду. Государство бесплатно выделило ему автомобиль «Запорожец», трехкомнатную квартиру в центре Казани. На доме, где он жил в деревне, висела табличка: на татарском языке было написано, что здесь живет ветеран Великой Отечественной войны.
Отец Виталия тоже стал офицером. Поэтому и Виталий с детских лет решил, что будет военным. Окончил Санкт-Петербургское высшее военное инженерное училище связи.
Потом женился, семья жила в Колпино. Родились трое детей. Виталий занимался бизнесом, работал в строительной компании.
С 2014 года он пристально следил за событиями на Украине, сопереживал Русской весне. Часть дохода от семейного бизнеса неизменно шла на гуманитарную помощь Донбассу.
НОВЫЙ ГОД В ОКОПЕ
«Почему я пошел на специальную военную операцию? Я чувствовал в себе силы, возможность помочь. Вместе с товарищем по военному училищу Андреем Приваловым в октябре 2022 года мы приехали на базу в Молькино, в учебный центр. Прошли все проверки, обучение и 17 ноября оказались «за ленточкой», – вспоминает Виталий.
Там они встретились с заместителем командира с позывным «Лотос». Сам Сармин взял позывной «Ижбат» – в честь подвига бойцов Ижорского батальона. Командиры оценили профессионалов по радиоэлектронной борьбе и хотели поставить инструкторами в учебный центр. Дроны только-только появились на поле боя, и борьба с ними была очень нужна.
«Но мы отказались. Я сказал «Лотосу», что мы приехали сюда не в тылу сидеть, и попросились туда, где тяжелее всего ситуация с беспилотниками. И нас направили на асфальтобетонный завод между селом Покровское и Бахмутом. Там, в полях, с 20-х чисел ноября была наша первая позиция. Там началась наша боевая работа», – рассказывает Сармин.
Бойцы круглосуточно дежурили на позициях. Накануне Нового года Виталию пришла мысль все-таки отметить праздник.
«Мы решили бросить вызов всему, что происходит. Попросил старшину заказать в городе мясо для шашлыка. Там с этим было плохо, потому что прифронтовая зона и содержать животных домашних стало тяжело. Комбикорма и электричества нет. Поэтому мясо дорогое, из соседних регионов. Заказал апельсины, помидоры, огурцы, конфеты, чтобы порадовать людей, которые в земле месяцами живут. Приготовил небольшие сувениры в качестве подарков. Достали маленький радиоприемник с антенной и в новогоднюю ночь слушали российское радио», – вспоминает ветеран.
Приемник ловил всего пару радиостанций, но ощущение соприсутствия со всей Родиной в новогоднюю ночь все же было.
Из подручных средств соорудили мангал, наломали палок, из алюминиевых проводов сделали двойные шампуры. В блиндаже сколотили из ящика стол. На газу сварили картошку. Пригласили все соседние расчеты. Ели шашлык по четыре человека – больше в блиндаж не помещалось.
ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ БАХМУТ
Виталий Сармин прошел весь Бахмут с восточных полей до западных окраин. Его последняя позиция была на Полевой улице, дом 41. Он был в городе, когда над ним поднимали наши знамена.
«Тогда по рации спросили: у кого есть флаги России – передать на пункт управления. Мы оставались в городе до конца, сопровождали наш 10-й штурмовой отряд, прикрывали его отход. Вышли одни из последних и передали город Донецкой Народной Республике. Нас сменили парни, которые брали Мариуполь», – говорит Сармин.
Благодаря знаниям и навыкам бойцам удалось с помощью средств радиоэлектронной борьбы посадить множество вражеских беспилотников, в том числе квадрокоптеры «Баба-яга», американские барражирующие боеприпасы Switchblade-300.
«Помню, как только прибыли на асфальтобетонный завод, увидел, что в небе летают беспилотники. Я к старшему подошел, спросил, где наши, чтобы своих случайно не подавить. И он ответил: «Все просто. Наших там нет вообще». И мы начали работу, за первую неделю мы сбили 17 беспилотников. Очень быстро мы полностью стали контролировать небо. Противник не смог летать. Поэтому штурмовые действия пошли успешнее, лучше. Мои расчеты сопровождали штурмовиков постоянно, мы выработали методику действий, при которой любой беспилотник оказывался обнаружен и подавлен», – рассказывает боец.
Однажды российские разведчики узнали, что на вражеской стороне воюет известный руководитель Роберт Бровди с позывным «Мадьяр» – командующий силами беспилотных систем Украины, организатор и руководитель аэроразведывательного подразделения вооруженных сил Украины «Птицы».
«Получилось, что нашим бойцам пришлось противостоять группе «Мадьяра». Мы вели круглосуточный мониторинг неба, координировались со своими пилотами БПЛА, подавляли все, что летело от противника. И спустя какое-то время выяснилось, что «Мадьяр» покинул Бахмут. Это была наша победа в небе», – с гордостью отмечает Сармин.
Вернувшись в Петербург, он долго привыкал к мирной жизни, к своему имени вместо позывного. Вместе с товарищами создал группу для ветеранов СВО «Свой круг», где каждый может в присутствии психотерапевта поговорить о наболевшем. По словам Виталия, легче адаптируются те, у кого есть семья, работа и цель.
Его сын продолжил династию, стал офицером. Дочка учится в вузе, младший сын – школьник.
«Надо любить нашу Родину и думать о будущем страны. Будущее – это наши дети, от того, как мы их воспитаем, зависит успех и процветание следующих поколений», – убежден ветеран Виталий Сармин.