Яндекс.Метрика
  • Екатерина Калугина

Поддельный «люкс»: чем опасны подделки брендов и как они могут повлиять на здоровье

Эксперты рассказали, какой штраф грозит создателям фейковой продукции
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В предпраздничный сезон, когда спрос на дорогие подарки растет, рынок наводняется контрафактной продукцией. Подделки известных брендов одежды, парфюмерии и аксессуаров становятся более изобретательными и представляют реальную угрозу не только для кошелька, но и для здоровья потребителей. Эксперты объяснили «Вечернему Санкт-Петербургу», как отличить оригинал от фейка и почему даже «честные» реплики вне закона.

Юристы подчеркивают, что любой товар с незаконно нанесенным товарным знаком является контрафактом, а его оборот преследуется по закону.

«Важно разделять бытовые и юридические понятия. «Фейк» – это разговорное слово. С правовой точки зрения существует «контрафакт»: товар, на котором незаконно размещен товарный знак. За его производство и продажу предусмотрена гражданская, административная и даже уголовная ответственность», – поясняет юрист Анна Ципуштанова, специализирующаяся на защите прав потребителей.

За продажу подделок предпринимателям и юрлицам грозят штрафы от 10 до 200 тысяч рублей, а в случае причинения крупного ущерба правообладателю наступает уголовная ответственность с лишением свободы до двух лет. Сама контрафактная продукция подлежит изъятию и уничтожению.

Особую опасность представляют подделки косметики и парфюмерии, чей состав не контролируется и может вызывать аллергические реакции и другие проблемы со здоровьем. В ассоциации «Антиконтрафакт» отмечают, что основная мотивация производителей фейков – колоссальная маржа. Сумку, изготовленную за 1–2 тысячи рублей, могут выдать за оригинал и продать за 100 и более тысяч.

«Никакие оговорки не спасают ситуацию. Факт использования чужого товарного знака делает вещь контрафактной. Правообладатели активно мониторят рынок, а маркетплейсы блокируют такие предложения по первому требованию», – комментирует Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс Санкт-Петербург».

Ключевым инструментом защиты для покупателей становится обязательная маркировка товаров. Так,«Антиконтрафакт» уже объявила, что в ближайшее время планирует запустить новый добровольный знак для товаров. Он будет означать, что продукт прошел общественный контроль, был проверен в независимых лабораториях и его качество и безопасность подтверждены. Также продолжается эксперимент по маркировке продукции «Честным знаком».

Ранее мы писали, что в Петербурге прошел Молодежный день форума «Содружество моды».