Яндекс.Метрика
  • Юлия Лазовская

Более 80 процентов россиян верят в волшебство и чудеса

Исследование проводили совместно ВТБ, «Литрес» и «Читай-город»
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

В преддверии новогодних праздников книжный сервис «Литрес», банк ВТБ и федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город» провели масштабное исследование, посвященное отношению россиян к сказкам. Результаты опроса показали удивительную статистику: подавляющее большинство респондентов – 83% – верят в чудеса.

Исследование, проведенное в декабре 2025 года среди более 600 россиян, выявило, что вера в волшебство не угасает с возрастом, 68% взрослых продолжают читать и слушать сказки. Чаще всего (77%) любовь к сказкам им прививали мама или бабушка в детстве. Среди причин, по которым взрослые обращаются к детским историям, лидируют эмоциональная разрядка и снятие стресса (27%), ностальгия и связь с детством (23%), а также потребность в положительных эмоциях (18%).

Родители, в свою очередь, видят в чтении сказок детям целый ряд преимуществ. Основными из них они назвали развитие фантазии (16%), формирование нестандартного мышления и умения находить выход из сложных ситуаций (14%), а также воспитание устойчивых моральных ценностей (12%).

Самой любимой русской сказкой россияне назвали «Аленький цветочек» Сергея Аксакова. В топ-5 также вошли «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака, народная сказка «Морозко» и произведения Александра Пушкина – «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Среди зарубежных произведений безусловным лидером стала «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена. За ней следуют «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и «Золушка» Шарля Перро. Также в пятёрку вошли «Русалочка» Андерсена и британская повесть «Винни Пух» Алана Милна.

Самым популярным персонажем стал Чеширский Кот из «Алисы в Стране чудес». Второе место заняла Герда из «Снежной королевы», а третьим фаворитом вновь оказалась Алиса. В топ-5 также вошли Василиса Премудрая и Винни Пух.

Эти данные легли в основу новой новогодней кампании ВТБ – «Новогодничайте с домашним театром». Банк, совместно с известными режиссерами и драматургами, адаптировал популярные детские сказки в пьесы для домашних постановок. Проект предлагает пять сюжетов, разработанных для семейного творчества, с целью создания уютной атмосферы и укрепления связей в кругу близких.

Ранее сообщалось, что треть россиян планирует культурный досуг в новогодние праздники.