Яндекс.Метрика
  • Илья Огородников

Беспилотники для Арктики и не только: ректор СПбГУТ об уникальных разработках вуза

Сегодня дроны применяются в двух сферах – военной и гражданской, с сильным перекосом в сторону первой по объективным причинам
Фото: Илья Огородников

Однако эксперты оценивают эту ситуацию как временную: до 2035 года объемы коммерческого использования беспилотных технологий должны будут заметно увеличиться. Обеспечить этот рост должны будут нефтегазовый и энергетический секторы, логистика, строительный рынок, сельское хозяйство и отдельно развитие арктического региона, в котором многие видят значительный потенциал. Последнее направление традиционно обсуждали в Санкт-Петербурге на XV международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», проходившем 9-10 декабря 2025 года.

Фото: АО НПП «Радар ммс»

Зачем Арктике беспилотники?

Арктическая зона Российской Федерации изначально рассматривалась как территория внедрения прорывных научных технологий по одной простой причине – экстремальные условия, в которых будут испытываться новейшие разработки, ни в какое сравнение не идут с теми факторами, в которых те или иные изобретения работают обычно. То есть если беспилотный аппарат «выживет» в Арктике, он выживет везде. Собственно, основных направлений применения беспилотных технологий в высоких широтах выделено два: развитие Северного морского пути и северных территорий в целом.

Северный морской путь – стратегическая транспортная артерия, соединяющая Азию и Европу, которую целиком контролирует Россия. На сегодняшний день ставка сделана на создание безопасного грузопотока, альтернативного маршрутам в южных морях, для чего в нашей стране благодаря Петербургу развивается атомный ледокольный флот, который, в свою очередь, требует создания устойчивой цифровой инфраструктуры. Частью этой инфраструктуры и являются беспилотные летательные аппараты, которые снабжают суда оперативной информацией, в первую очередь касающейся изменений климата и ледовой обстановки.

Развитие северных территорий связано с особенностями хозяйственной деятельности, важнейшими из которых в Арктике являются добыча полезных ископаемых и логистика. Собственно, крайне суровые условия работы и труднодоступность мест определяют применение дронов как необходимость. Эти же факторы являются основной для внедрения уникальных характеристик российских беспилотных аппаратов, используемых в высоких широтах.

Фото: АО НПП «Радар ммс»

«Искусственный интеллект» в помощь

Несмотря на то, что дроны подразумевают некую автономность, сами по себе они всё-таки работать не могут. Ключевое, что всё равно необходимо беспилотнику, – это связь. И зачастую именно связь является слабым местом, мешающим применению беспилотных аппаратов. А в условиях бескрайних территорий Арктической зоны России и Северного ледовитого океана устойчивая связь – это вообще во многих отношениях залог выживания не только техники, но и людей.

Решить проблему взялся профильный вуз страны – Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича. В условиях Арктики никакая другая связь, кроме спутниковой, как правило, не рассматривается. Основная цель – научиться устойчиво управлять и взаимодействовать с беспилотниками с геостационарной орбиты Земли, что на текущий момент представляет сложную задачу ввиду «космических» расстояний.

«В качестве решения университет ведет разработку отечественного программно-аппаратного комплекса для управления беспилотными авиационными системами в гибридных орбитально-наземных сетях связи. Проект, являющийся системообразующим «мозгом» для интеграции дронов в единую сеть, реализуется в полном цикле – от проектирования архитектуры до создания рабочего прототипа к 2028 году. Его экономический потенциал оценивается в 50 млрд рублей», – рассказывает ректор СПбГУТ Руслан Киричек.

Фото: АО НПП «Радар ммс»

Основная идея заключается в использовании текущей спутниковой российской группировки «Ямал» и «Экспресс», а взаимодействие будет осуществляться через коротковолновую радиосвязь. Но и тут не всё оказалось просто: основной трафик дрона – это потоковое видео, которое занимает огромные объемы и сильно замедляет весь процесс передачи данных.

Ученые петербургского вуза просмотрели все имеющиеся форматы – от систем, обеспечивающих видеоконференции, до видеоохранных комплексов – и пришли к выводу, что ничего из имеющегося программного обеспечения выполнению задачи не соответствует.

В результате был разработан уникальный программный комплекс – по сути, новый видеокодек, который объединяет количество передаваемых данных в определенной форме и ужимает трафик в 500 раз! Основной секрет – использование «искусственного интеллекта». При передаче видеоданных нейросеть как бы предсказывает последующие кадры, что и позволяет взаимодействовать с беспилотником на очень высокой скорости.

На текущий момент новая система уже прошла три цикла испытаний в Арктике. Сейчас специалисты вуза готовятся к четвертому, когда управлять дронами на Крайнем Севере будут прямо из Северной столицы.

Фото: АО НПП ПТ «Океанос»

Не только для военных

Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что беспилотные технологии являются одним из важных факторов боевого успеха российской армии. Не скрываются и объемы поставок дронов в Вооруженные силы РФ: по итогам 2024 года они составили 1,5 млн беспилотников всех типов. Это пока кратно отличается от количества, используемого в гражданских целях.

Скорректировать ситуацию должна помочь реализация нового национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Правда эксперты обращают внимание, что в названии нацпроекта есть некий сдерживающий развитие фактор – акцент именно на авиационную составляющую, что, опять же, объясняется военным уклоном. По мнению генерального директора новгородского научно-производственного центра «Ушкуйник» Алексея Чадаева, дроны – это мультисредовый продукт, применение которого необходимо не только в воздухе. Актуальность использования наземных, надводных, подводных и гибридных аппаратов будет возрастать год от года. Именно поэтому в Санкт-Петербурге уже давно ведется разработка и выпуск дронов, предназначенных для совершенно разных задач и сфер применения.

Фото: АО НПП ПТ «Океанос»

На службе добывающей отрасли

Ключевая гражданская отрасль, массово использующая беспилотные системы (около 40% общего объема беспилотников), – нефтегазовый и энергетический сектор. Дроны применяются, в первую очередь, для мониторинга состояния отраслевой инфраструктуры – трубопроводов, вышек, резервуаров и иных сооружений, требующих регулярного техобслуживания и часто находящихся в труднодоступных местах, что особенно касается регионов Арктической зоны России. Ресурсодобыча и энергетика сегодня совокупно выступают одним из драйверов развития беспилотных систем. Это касается дальности полета, применения новых материалов, устойчивости к неблагоприятным условиям работы и, главное, внедрения искусственного интеллекта, благодаря которому оперативно происходит первичная обработка данных.

В этом отношении Санкт-Петербург выступает ключевым центром беспилотных технологий как раз ещё и потому, что ведет работу не только с БПЛА. Именно в Северной столице, например, разрабатываются подводные дроны, в частности глайдеры от НПП ПТ «Океанос», которые направлены на использование в Северном Ледовитом океане в подледном режиме для контроля за десятками океанологических, экологических и геохимических параметров. Практическое применение этих систем, в первую очередь, подразумевает использование при разработке шельфовых месторождений.

Фото: АО НПП ПТ «Океанос»

Безопасность превыше всего

Петербургский НИИ «Вектор» подхватывает эстафету взаимодействия с добывающими и энергетическими предприятиями, обеспечивая с помощью дронов безопасность стратегических объектов. Беспилотники сегодня охраняют гидро- и атомные электростанции, нефте- и газопроводы, аэропорты, морские и речные порты, а также объекты силовых ведомств. Они могут точечно обнаруживать беспилотники противника и прицельно подавлять конкретные БПЛА в заранее выявленном диапазоне частот. Такая система оказывается гораздо эффективнее защиты купольного типа, когда в случае опасности вся территория оказывается в зоне подавления дронов, в том числе собственных.

Доставка на край Земли

Ещё одно важнейшее направление – беспилотная аэрологистика. Тут выделяют два направления доставки: помимо условно городского, которое предъявляет очень высокие требования к маршрутизации, точности посадки, уходу от столкновений и преодолению препятствий, необходима эксплуатация в труднодоступных местах, где на первый план среди характеристик выходит дальность полета и грузоподъемность.

Опять же, Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции в разработке и производстве беспилотников вертолетного типа грузоподъемностью до 100 кг, системно выполняющих рейсы в арктических регионах. Речь идет о дронах АО НПП «Радар ммс», которые работают, например, на промышленных объектах Ямало-Ненецкого автономного округа, выполняя, опять же, совершенно разные задачи – от оперативной доставки запчастей на отдаленные участки до выполнения инкассаторских функций.

Фото: СПбГУТ им. проф. М. А. Бонч-Бруевича

Петербург – лидер беспилотной отрасли России

В Северной столице на текущий момент свыше 50 компаний так или иначе связанных с созданием дронов. Половина из них непосредственно занимается разработкой и производством беспилотных аппаратов, в том числе предназначенных для использования в Арктике, вторая – программным обеспечением, системами управления, компонентной базой и материалами. Поэтому неудивительно, что ключевые научные центры в лице профильных вузов города активно участвуют в процессе. Помимо прочего, университеты сегодня формируют кадровый резерв специалистов, что является отдельным направлением работы. По словам Руслана Киричека, востребованность специалистов в сфере беспилотных технологий будет только возрастать. Будут нужны не только операторы и техники, но и разработчики технологий, аппаратного и программного обеспечения, а также интеграторы искусственного интеллекта.