Беспилотники для Арктики и не только: ректор СПбГУТ об уникальных разработках вуза
Однако эксперты оценивают эту ситуацию как временную: до 2035 года объемы коммерческого использования беспилотных технологий должны будут заметно увеличиться. Обеспечить этот рост должны будут нефтегазовый и энергетический секторы, логистика, строительный рынок, сельское хозяйство и отдельно развитие арктического региона, в котором многие видят значительный потенциал. Последнее направление традиционно обсуждали в Санкт-Петербурге на XV международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», проходившем 9-10 декабря 2025 года.
Зачем Арктике беспилотники?
Арктическая зона Российской Федерации изначально рассматривалась как территория внедрения прорывных научных технологий по одной простой причине – экстремальные условия, в которых будут испытываться новейшие разработки, ни в какое сравнение не идут с теми факторами, в которых те или иные изобретения работают обычно. То есть если беспилотный аппарат «выживет» в Арктике, он выживет везде. Собственно, основных направлений применения беспилотных технологий в высоких широтах выделено два: развитие Северного морского пути и северных территорий в целом.
Северный морской путь – стратегическая транспортная артерия, соединяющая Азию и Европу, которую целиком контролирует Россия. На сегодняшний день ставка сделана на создание безопасного грузопотока, альтернативного маршрутам в южных морях, для чего в нашей стране благодаря Петербургу развивается атомный ледокольный флот, который, в свою очередь, требует создания устойчивой цифровой инфраструктуры. Частью этой инфраструктуры и являются беспилотные летательные аппараты, которые снабжают суда оперативной информацией, в первую очередь касающейся изменений климата и ледовой обстановки.
Развитие северных территорий связано с особенностями хозяйственной деятельности, важнейшими из которых в Арктике являются добыча полезных ископаемых и логистика. Собственно, крайне суровые условия работы и труднодоступность мест определяют применение дронов как необходимость. Эти же факторы являются основной для внедрения уникальных характеристик российских беспилотных аппаратов, используемых в высоких широтах.
«Искусственный интеллект» в помощь
Несмотря на то, что дроны подразумевают некую автономность, сами по себе они всё-таки работать не могут. Ключевое, что всё равно необходимо беспилотнику, – это связь. И зачастую именно связь является слабым местом, мешающим применению беспилотных аппаратов. А в условиях бескрайних территорий Арктической зоны России и Северного ледовитого океана устойчивая связь – это вообще во многих отношениях залог выживания не только техники, но и людей.
Решить проблему взялся профильный вуз страны – Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича. В условиях Арктики никакая другая связь, кроме спутниковой, как правило, не рассматривается. Основная цель – научиться устойчиво управлять и взаимодействовать с беспилотниками с геостационарной орбиты Земли, что на текущий момент представляет сложную задачу ввиду «космических» расстояний.
«В качестве решения университет ведет разработку отечественного программно-аппаратного комплекса для управления беспилотными авиационными системами в гибридных орбитально-наземных сетях связи. Проект, являющийся системообразующим «мозгом» для интеграции дронов в единую сеть, реализуется в полном цикле – от проектирования архитектуры до создания рабочего прототипа к 2028 году. Его экономический потенциал оценивается в 50 млрд рублей», – рассказывает ректор СПбГУТ Руслан Киричек.
Основная идея заключается в использовании текущей спутниковой российской группировки «Ямал» и «Экспресс», а взаимодействие будет осуществляться через коротковолновую радиосвязь. Но и тут не всё оказалось просто: основной трафик дрона – это потоковое видео, которое занимает огромные объемы и сильно замедляет весь процесс передачи данных.
Ученые петербургского вуза просмотрели все имеющиеся форматы – от систем, обеспечивающих видеоконференции, до видеоохранных комплексов – и пришли к выводу, что ничего из имеющегося программного обеспечения выполнению задачи не соответствует.
В результате был разработан уникальный программный комплекс – по сути, новый видеокодек, который объединяет количество передаваемых данных в определенной форме и ужимает трафик в 500 раз! Основной секрет – использование «искусственного интеллекта». При передаче видеоданных нейросеть как бы предсказывает последующие кадры, что и позволяет взаимодействовать с беспилотником на очень высокой скорости.
На текущий момент новая система уже прошла три цикла испытаний в Арктике. Сейчас специалисты вуза готовятся к четвертому, когда управлять дронами на Крайнем Севере будут прямо из Северной столицы.
Не только для военных
Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что беспилотные технологии являются одним из важных факторов боевого успеха российской армии. Не скрываются и объемы поставок дронов в Вооруженные силы РФ: по итогам 2024 года они составили 1,5 млн беспилотников всех типов. Это пока кратно отличается от количества, используемого в гражданских целях.
Скорректировать ситуацию должна помочь реализация нового национального проекта «Беспилотные авиационные системы». Правда эксперты обращают внимание, что в названии нацпроекта есть некий сдерживающий развитие фактор – акцент именно на авиационную составляющую, что, опять же, объясняется военным уклоном. По мнению генерального директора новгородского научно-производственного центра «Ушкуйник» Алексея Чадаева, дроны – это мультисредовый продукт, применение которого необходимо не только в воздухе. Актуальность использования наземных, надводных, подводных и гибридных аппаратов будет возрастать год от года. Именно поэтому в Санкт-Петербурге уже давно ведется разработка и выпуск дронов, предназначенных для совершенно разных задач и сфер применения.
На службе добывающей отрасли
Ключевая гражданская отрасль, массово использующая беспилотные системы (около 40% общего объема беспилотников), – нефтегазовый и энергетический сектор. Дроны применяются, в первую очередь, для мониторинга состояния отраслевой инфраструктуры – трубопроводов, вышек, резервуаров и иных сооружений, требующих регулярного техобслуживания и часто находящихся в труднодоступных местах, что особенно касается регионов Арктической зоны России. Ресурсодобыча и энергетика сегодня совокупно выступают одним из драйверов развития беспилотных систем. Это касается дальности полета, применения новых материалов, устойчивости к неблагоприятным условиям работы и, главное, внедрения искусственного интеллекта, благодаря которому оперативно происходит первичная обработка данных.
В этом отношении Санкт-Петербург выступает ключевым центром беспилотных технологий как раз ещё и потому, что ведет работу не только с БПЛА. Именно в Северной столице, например, разрабатываются подводные дроны, в частности глайдеры от НПП ПТ «Океанос», которые направлены на использование в Северном Ледовитом океане в подледном режиме для контроля за десятками океанологических, экологических и геохимических параметров. Практическое применение этих систем, в первую очередь, подразумевает использование при разработке шельфовых месторождений.
Безопасность превыше всего
Петербургский НИИ «Вектор» подхватывает эстафету взаимодействия с добывающими и энергетическими предприятиями, обеспечивая с помощью дронов безопасность стратегических объектов. Беспилотники сегодня охраняют гидро- и атомные электростанции, нефте- и газопроводы, аэропорты, морские и речные порты, а также объекты силовых ведомств. Они могут точечно обнаруживать беспилотники противника и прицельно подавлять конкретные БПЛА в заранее выявленном диапазоне частот. Такая система оказывается гораздо эффективнее защиты купольного типа, когда в случае опасности вся территория оказывается в зоне подавления дронов, в том числе собственных.
Доставка на край Земли
Ещё одно важнейшее направление – беспилотная аэрологистика. Тут выделяют два направления доставки: помимо условно городского, которое предъявляет очень высокие требования к маршрутизации, точности посадки, уходу от столкновений и преодолению препятствий, необходима эксплуатация в труднодоступных местах, где на первый план среди характеристик выходит дальность полета и грузоподъемность.
Опять же, Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции в разработке и производстве беспилотников вертолетного типа грузоподъемностью до 100 кг, системно выполняющих рейсы в арктических регионах. Речь идет о дронах АО НПП «Радар ммс», которые работают, например, на промышленных объектах Ямало-Ненецкого автономного округа, выполняя, опять же, совершенно разные задачи – от оперативной доставки запчастей на отдаленные участки до выполнения инкассаторских функций.
Петербург – лидер беспилотной отрасли России
В Северной столице на текущий момент свыше 50 компаний так или иначе связанных с созданием дронов. Половина из них непосредственно занимается разработкой и производством беспилотных аппаратов, в том числе предназначенных для использования в Арктике, вторая – программным обеспечением, системами управления, компонентной базой и материалами. Поэтому неудивительно, что ключевые научные центры в лице профильных вузов города активно участвуют в процессе. Помимо прочего, университеты сегодня формируют кадровый резерв специалистов, что является отдельным направлением работы. По словам Руслана Киричека, востребованность специалистов в сфере беспилотных технологий будет только возрастать. Будут нужны не только операторы и техники, но и разработчики технологий, аппаратного и программного обеспечения, а также интеграторы искусственного интеллекта.