Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Как советская наука помогла солдатам победить врага

В годы Великой Отечественной войны ученые внесли неоценимый вклад в победу над противником. Их изобретения позволили спасти множество жизней и ускорили падение нацистской Германии
Фото: naukafrontu.ru

Даже в самые тяжелые дни войны наука не останавливалась ни на час. Работы велись по всем направлениям: математика, оружейное дело, медицина, сельское хозяйство. Ученые открыли свой невидимый на первый взгляд фронт против захватчиков и внесли неоценимый вклад в общее дело.

«Специальные военные исследовательские институты, заводские лаборатории и непосредственно фронт явно почувствовали живое и полезное влияние научной мысли», – писал известный советский ученый, академик Сергей Вавилов.

Все для фронта

Отступление Красной армии в первые месяцы войны поставило под угрозу сохранение научного потенциала страны. В западных районах, попавших под оккупацию, до войны располагались крупные научные центры. Как отметил член Ассоциации историков Союзного государства России и Белоруссии Евгений Белан, в условиях быстрого отступления и в непосредственной близости к фронту организованно вывезти все имущество и людей было невозможно. В частности, блокада Ленинграда, начавшаяся в сентябре 1941 года, помешала эвакуации научных учреждений города. Около трети научных сотрудников ленинградских академических учреждений не пережили блокаду. Научные учреждения из западных регионов эвакуировались в восточные районы страны. Несмотря на тяжелейшие условия, академические институты направляли все свои усилия на помощь фронту.

«В то же время оказалось плодотворным влияние эвакуированных историков на становление исторической науки в союзных и автономных республиках СССР. В 1941‑1945 годах многие историки воевали в действующей армии, в народном ополчении. Они активно вели лекторскую, пропагандистскую работу на фронте. В тылу голоса ученых звучали на митингах, по радио, в печати. Они фиксировали исторические события на передовой и в тылу «по свежим следам», что во многом позволило сохранить фактический материал – историческую правду», – уточнил Евгений Белан.

Он добавил, что усилиями советских ученых закладывалась основа будущих трудов о Великой Отечественной войне.

Сила истории

«Одним из выдающихся советских историков был Евгений Тарле. Еще в предвоенные годы, когда усилилась опасность нападения на Советский Союз, Тарле обратился к изучению героического прошлого русского народа, – продолжил Евгений Белан. – В годы Великой Отечественной войны Тарле был включен в состав чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко‑фашистских захватчиков».

В годы войны вышло несколько книг ученого. Например, «Крымская война» представляла собой панорамную картину того, как европейские державы довели противоречия в сфере восточного вопроса до вооруженного конфликта, и в то же время показала все величие подвига защитников Севастополя той войны. Произведения Тарле о героическом прошлом русского народа были проникнуты чувством патриотизма и несли огромный публицистический заряд.

Передовые достижения

По данным архивных документов и материалам Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации, нередко в годы войны солдаты умирали даже не столько от ранений, сколько от последующего заражения крови. Неоценимый вклад в спасение жизней советских солдат внесла врач‑новатор, выдающийся микробиолог, талантливый педагог Зинаида Ермольева. Она создала первый отечественный антибиотик – крустозин. Благодаря препарату к концу войны почти не было ампутаций и заражений крови. Смертность снизилась на 80 процентов.

Одним из ключевых создателей будущего ядерного щита стал Игорь Курчатов. В 1944 году под его руководством были созданы циклотрон и первый в Европе атомный реактор, а уже в 1949‑м на Семипалатинском полигоне была испытана первая советская атомная бомба РДС‑1.

«В 1953 году прошло успешное испытание первой в мире водородной бомбы. Невиданной сложности задача, стоявшая перед советской наукой, была решена под руководством Игоря Курчатова», – рассказал главный специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Дмитрий Суржик.

Он напомнил и о выдающемся механике, инженере‑исследователе Сергее Христиановиче. Во время Великой Отечественной войны под его руководством были усовершенствованы реактивные снаряды «катюши», что позволило уменьшить расход боеприпасов и усилить плотность огня. Это было великое достижение того времени, существенно увеличившее боеспособность советской артиллерии. В годы Великой Отечественной войны великий ученый и инженер Петр Капица создал турбинную установку для получения в больших масштабах необходимого промышленного жидкого кислорода для госпиталей и военных заводов. Это спасло жизнь сотням тысяч раненых. Прошли десятки лет, и в 1978 году Капица получил Нобелевскую премию по физике «за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур».

Летопись героев

Этот список можно продолжать и дальше. В него входит Сергей Королев. Сконструированная позже под его руководством баллистическая ракета‑носитель Р‑7 вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. А в военные годы Королев вместе с Андреем Туполевым принимал участие в разработке и модернизации бомбардировщика Ту‑2 и других самолетов. Знаменитый физик XX века Лев Ландау во время войны разработал теорию движения квантовой жидкости. Крупнейший мыслитель столетия Владимир Вернадский и многие другие продолжали служение науке и народу.

Как отметил главный специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Дмитрий Суржик, в годы блокады ленинградские ученые создали более тысячи научных трудов. Они организовали масштабную работу по сохранению ценностей, подготовке бомбоубежищ и переоборудованию помещений под военные нужды.

Подвиг селекционеров

Весь мир помнит подвиг сотрудников Всесоюзного института растениеводства – сейчас это Федеральный исследовательский центр Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова.

Дмитрий Суржик напомнил: самая большая и наиболее ценная часть коллекции семян Николая Вавилова осталась в самом центре осажденного Ленинграда – на Исаакиевской площади.

«Зимой температура опускалась до рекордно низких отметок – 36‑40 градусов Цельсия. Дневная норма выдачи хлеба по карточкам на работающего человека составляла в блокадном городе лишь 250 граммов хлеба пополам с отрубями, – продолжил рассказ Дмитрий Суржик. – Но, несмотря на страшный голод, ни один сотрудник не прикоснулся к уникальному фонду семян, которые можно было употребить в пищу».

Он добавил, что на рабочих местах от голода погибли 20 ученых. Но уникальную в масштабах планеты коллекцию удалось сохранить. «Сегодня она насчитывает более 320 тысяч образцов генетических ресурсов растений, гербарий – 250 тысяч листов. В библиотеке – 1,6 миллиона единиц хранения. С использованием коллекции было выведено свыше 4,5 тысячи сортов сельскохозяйственных культур», – обратил внимание специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации.

Уникальные открытия

Как сообщили в Национальном центре исторической памяти при Президенте Российской Федерации, за годы войны советские ученые совершили множество уникальных открытий. Например, химик Иван Назаров разработал универсальный клей. Во время боев техника часто ломалась, а новое средство соединяло все: металл, пластмассу, стекло и резину.

Хирург Александр Вишневский придумал свою методику исцеления: он удалял поврежденные ткани и закладывал в рану мазь. Целебное вещество убивало микробы и ускоряло заживление. Редкий компонент под названием «перуанский бальзам» врач заменил на доступный березовый деготь, и мазь Вишневского спасла жизни тысяч солдат.

Зимой 1941 года лед на Ладоге стал достаточно крепким для хода машин по ледовой Дороге жизни, но внезапно машины стали проваливаться под лед. Физики разработали прибор – прогибограф, который фиксировал колебания льда. Они решили проблему резонанса, что позволило предотвратить массовый провал машин под лед. И это лишь малая часть достижений советских ученых в годы войны.