Яндекс.Метрика
  • Евгений Морев

Кровь на снегу: прошло 200 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади в Петербурге

14 декабря 1825 года город стал центром события, которое, по словам губернатора Александра Беглова, показало твердость российской государственности
Фото: Карл Иванович Кольман. "Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года". 1830-е годы. Бумага. Акварель. Государственный исторический музей. Москва

В ноябре и декабре 1825 года в Российской империи шел период междуцарствия после смерти Александра I Павловича. Его наследником по закону был младший брат Константин, но он в свое время отрекся от прав на престол в пользу следующего по старшинству брата – Николая. Однако об отречении не было объявлено открыто, Константин тогда находился в Варшаве, и процесс юридического оформления перехода трона затянулся. Даже находившемуся в Петербурге Николаю пришлось присягнуть Константину, который не претендовал на престол.

Успеть за несколько дней

В России тогда действовали тайные общества офицеров, которые стремились изменить свою страну к лучшему. Сначала они хотели идти мирным путем. Но в условиях самодержавия это было практически невозможно, и общества (Северное, базировавшееся в Петербурге, и Южное – на юге страны) радикализировались. В конце 1825 года их участникам угрожал арест, а лидера Южного общества Пестеля уже арестовали. Им было нечего терять, и тут подвернулся удобный для восстания момент – политический кризис.

Петербургские участники тайных обществ срочно начали вербовать других офицеров и солдат. Прибегали при этом не только к уговорам, но и к обману, пользуясь наивностью солдат и подкупая их обещаниями сократить срок службы. Известна история о том, что пошедшие за ними солдаты думали, что конституция, о которой говорили вербовщики, – это жена цесаревича Константина.

Череда ошибок

Утром 14 декабря мятежники, а также вставшие на их сторону офицеры вывели солдат в центр Петербурга. В истории Российской империи было немало переворотов. Этот запомнился как едва ли не самый кровавый и беспорядочный.

Заговорщики так и не смогли согласовать единый план, а исполнители отказывались выполнять свои задачи. Так, они не пошли на решительные действия – отказались от атаки на Зимний дворец и Петропавловскую крепость, хотя это могло дать им хоть какие-то шансы на успех. Вызвавшийся на роль профессионального убийцы Петр Каховский отказался совершить покушение на уже ставшего императором Николая, а отдельные участники и вовсе передумали действовать в последний момент.

Избранный лидером восстания – диктатором «ветеран» тайных обществ Сергей Трубецкой 14 декабря вообще остался дома. Причем он не раскаялся, не сдался властям и даже не попытался бежать из города. Он скрывался в квартире своего родственника, австрийского посла, который быстро выдал его властям.

Таким образом, масштабный план свелся к выходу на Сенатскую площадь и попытке, во-первых, запугать Сенат и сорвать признание Николая Павловича императором, во-вторых, запугать сторонников нового императора. Заговорщикам удалось вывести около 3 тысяч вооруженных солдат и матросов, однако это было зря. О подготовке восстания стало известно, Сенат уже признал Николая императором, и новый монарх не испугался, а был полон решимости разгромить заговорщиков.

Мятежники выстроили солдат на площади и стали ждать. Генерал-губернатор Петербурга герой Отечественной войны 1812 года Михаил Милорадович попытался лично уговорить солдат разойтись, пользуясь силой своего авторитета. Чтобы остановить это, заговорщик Каховский смертельно ранил Милорадовича.

Затем к площади прибыл Николай I с верными ему войсками. Он предложил всем восставшим амнистию в обмен на сложение оружия, но возглавлявшие мятеж саботировали переговоры и выбрали нового диктатора – Евгения Оболенского. В это время и к мятежникам, и к правительственным войскам подходили новые силы.

Цена авантюры

Наконец правительственные войска уже в три раза превзошли по численности мятежников. Николай I отправлял парламентеров, но заговорщики их прогнали и даже попытались убить. Тем временем к Сенатской площади начала стягиваться городская чернь, местные маргиналы. Они уже подошли к войскам и могли, вдохновляясь мятежниками, устроить свое восстание, гораздо более жестокое. Тогда император приказал обстрелять стоявших на площади заговорщиков и подходивших к ним маргиналов из артиллерии.

Это немедленно возымело эффект. Восставшие войска бросились отступать по замерзшей Неве, где заговорщики попытались перегруппироваться. Однако новые выстрелы разбили лед, и восставшие прекратили сопротивление. Часть заговорщиков схватили буквально на месте преступления. А среди зевак и маргиналов началась давка.

По осторожной оценке, 14 декабря погибли около 50 человек. По другой оценке, жертвами тех событий стали более 300 военных и матросов, а также около 900 маргиналов и даже простых зевак, которые неосторожно подошли к войскам. По результатам судебных процессов на разные сроки заключения были осуждены больше 100 заговорщиков, а пятеро идейных вдохновителей восстания 14 декабря и мятежа Черниговского полка на юге страны были приговорены к смерти. Несколько сотен обманутых заговорщиками солдат и матросов подвергли жестоким наказаниям.