«Все Бенуа – Все Бенуа»: «Манеж» представил выставку об одной из самых значимых династий в мире искусства
В центральном выставочном зале «Манеж» открылась грандиозная выставка «Все Бенуа – Всё Бенуа» (6+). Более 600 экспонатов из 70 музеев и частных коллекций демонстрируют вселенную одной из самых влиятельных художественных династий во всем мире. Редкие экспонаты, художественные интерпретации и удивительные инсталляции – это действительно впечатляет.
Русский Леонардо
Как рассказала директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова, идея выставки родилась пять лет назад.
«Мы тогда работали над проектом про балет и осознали весь масштаб личности Александра Николаевича Бенуа, а потом внимательно посмотрели на всех его предков и потомков – это огромная династия, вероятно, самая большая художественная династия в мире. Тогда у нас и родилась уникальная концепция, которая позволила показать достижения всей этой невероятной семьи», – рассказала директор ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова.
Экспозиция раскрывает феномен рода Бенуа и исследует культурную среду, которую формировали вокруг себя его представители. Причем не все они носили фамилию Бенуа.
«Лейтмотивом выставки становятся мечты всех представителей этой семьи. Мы прикасаемся к созданным ими образам и бережно воплощаем фантазии. Идеи, формы и смыслы, рождённые этой семьёй, находят новое звучание в сегодняшнем дне. Александр Бенуа и его семья открываются для нас вне контекста пространства и времени, вместе с ними мы заглядываем в историческое прошлое и путешествуем в будущее», – сказал куратор выставки, заслуженный деятель искусств, художник, сценарист, продюсер Павел Каплевич.
Впрочем, добавила сокуратор выставки, руководитель выставочного отдела ЦВЗ «Манеж» Елизавета Павлычева, центром выставки стал все же Александр Николаевич Бенуа.
«Мы сфокусировались на его личности и рассказали про него как про своего рода русского Леонардо», – сказала она.
Сквозь смыслы
Выставка начинается с Версальской лестницы – важного символа для имеющей французские корни семьи Бенуа. Посетители могут подняться на второй этаж и попасть в пространство Александра Николаевича Бенуа с его многочисленными работами, стеклянным лабиринтом, огромными панорамами Петербурга и «кабинетом».
«Петергоф предоставил нам предметы из Музея семьи Бенуа, и у нас сложился потрясающий кабинет, в котором мог бы работать Александр Бенуа. Это не воспроизведение какого-то конкретного рабочего места, а метафизическое пространство, которое одновременно включает в себя все творческие ипостаси Александра Бенуа», – рассказал сокуратор выставки, искусствовед, куратор выставочных проектов ЦВЗ «Манеж» Евгений Дединкин.
На втором этаже можно узнать о путеводителе по картинной галереи Эрмитажа, который Александр Бенуа написал почти за 10 лет до прихода на работу в этот музей.
«Он не писал каким-то научным языком о том, откуда поступило то или иное произведение, а будто шептал на ухо читателям: «Посмотри, удивись, восхитись». Это было абсолютное новаторство для того времени. Если вы погуляете с этим путеводителем по Эрмитажу сейчас, то получите много удовольствия», – заверил Евгений Дединкин.
От А до Я
Первый этаж выставки – пространство кураторских интерпретаций, центром которого стала «Азбука в картинках» Александра Бенуа.
«Он хотел сделать семейную азбуку для своего сына Коки, однако получилась совершенно удивительная работа с невероятным совмещением букв и символов. В какой еще азбуке возле буквы «е» будет Египет?» – задается вопросом Евгений Дединкин.
Посетители смогут увидеть не только невероятные эскизы Александра Бенуа, но и работы, которыми он вдохновлялся, а также символичные артефакты.
«За древнеегипетским картонажем в пространстве буквы «е» будут транслироваться фрагменты фильма «Смерть на Ниле» (18+), главную роль в котором исполняет оскароносный актер Питер Устинов, и он также относится к семейству Бенуа», – отметил Евгений Дединкин.
Невероятное пространство образуют повешенные друг против друга «Русалки» Константина Маковского и «Остров мертвых» Арнольда Беклина. Оба полотна визуально перекликаются с эскизом к букве «о». На букву «р» у Александра Бенуа рыцари, поэтому на выставке две соответствующие фигуры из Эрмитажа и воинственные статуэтки Евгения Лансере – еще одного из рода Бенуа.
Главной доминантой первого этажа безусловно является инсталляция «Сарай» архитектурного бюро «Меганом». Деревянные доски с отверстиями и правильно расставленный свет создает удивительную оптическую иллюзию звездного неба.
Евгений Дединкин добавил, что по итогу посетители выставки откроют для себя Александра Бенуа еще и как историка искусства, который сделал огромный вклад в сохранение культурного наследия.
«Он практически 10 лет руководил картинной галереей Государственного Эрмитажа и в первые послереволюционные годы собрал потрясающую коллекцию. Для него было важно, чтобы великокняжеские дворянские коллекции не распались, не были распроданы или потеряны», – отметил он.
Выставка «Все Бенуа – Всё Бенуа» создавалась при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Экспозиция будет принимать посетителей до 19 апреля 2026 года.