Яндекс.Метрика
  • Максим Черниговский

Максим Черниговский: «Пивные фестивали нужны, но это не должны быть «пьяные народные гуляния»

Доцент Президентской академии в Петербурге – о возобновлении традиции пивных фестивалей
Фото: скриншот из видео с YouTube

На мой взгляд, идея проведения «российского Октоберфеста» – это яркий инфоповод и, в принципе, неплохой инструмент продвижения, но уж точно не ключевая мера поддержки пивной отрасли. Общий розничный оборот алкогольного рынка в 2024 году превысил 13,3 млрд литров. При этом порядка 60% его объема приходится именно на пиво и пивные напитки – то есть речь идет о 8 млрд литров в год. На этом фоне говорить о «забытой и задавленной» пивоваренной отрасли, мягко говоря, не совсем корректно.

Да, статистика Росалкогольтабакконтроля показывает: в 2025 году произошло легкое снижение объемов производства напитков брожения и пива, в пределах 0,5-1% к очень высокому уровню 2024 года, плюс – заметная «просадка» в отдельные периоды. Но это скорее коррекция после рекордного роста, нежели драматический обвал. При этом у пива уже сейчас один из самых льготных налоговых режимов в алкогольной линейке России.

В 2025 году акциз на пиво крепостью до 8,6% – всего 30 руб. за литр, на крепкое пиво – 56 руб. за литр. В то время как на тихие вина – 113 руб. за литр, на игристые – 125 руб., а на винные напитки – 148 руб. за литр. С 1 января 2026 года вино и винные напитки получат дополнительный рост акцизов (до 148–165 руб. за литр), тогда как ставки по пиву вырастут гораздо меньше. На этом фоне говорить о «дискриминации» пивоваров и строить вокруг них отдельный «фестивальный» режим, на мой взгляд, не вполне оправданно.

Если мы действительно хотим выровнять структуру потребления и поддержать отечественных производителей, то было бы намного логичнее «зеркально» усилить меры для винодельческой отрасли. Например, снизить акцизы для российских вин хотя бы до уровня крепкого пива, упростить их доступ в розницу, расширить фестивальные форматы именно для винодельческой продукции. Сейчас система льгот со стороны государства формирует некий перекос на рынке, когда основная часть потребления (в пересчете на абсолютный алкоголь) – это пиво, пивные напитки и водка. Увы, более культурные и гастрономические категории алкоголя сегодня оказались в заведомо невыгодном положении.

Что касается Петербурга и его знаменитых в прошлом пивных фестивалей, то наш город объективно – один из лучших кандидатов на такой формат. В Северной столице сильная барная сцена, развитый крафтовый сегмент и мощный туристический поток. Но в нынешних условиях это должны быть не «пьяные народные гуляния», как в «нулевые» годы. А аккуратно организованные гастрономические события на закрытых, контролируемых площадках. Там должен быть четкий возрастной контроль 18+, ограничение продажи крепкого алкоголя, бдительная охрана и жесткое соблюдение градостроительных и шумовых регламентов. На это указывают все отраслевые эксперты.

Оптимальный формат для Петербурга видится как серия летних городских гастрофестов выходного дня. Но не только про пиво, но и про российские напитки в широком смысле: крафтовое пиво, сидры, медовухи, российские вина, локальная кухня. Такой подход и туристический потенциал поддержит, и не будет дополнительно усиливать перекос в пользу одной категории алкоголя, которая и так находится в привилегированном положении по сравнению с остальным алкогольным рынком.