«Эффект Долиной»: в Петербурге с начала года продали 37 квартир под влиянием мошенников
В прошлом году в Петербурге возбудили 45 уголовных дел, связанных с недвижимостью, которую продали под влиянием мошенников. В этом – 37 дел. Об этом на форуме безопасности сделок с недвижимостью, организованном Национальной палатой недвижимости, сообщила врио начальника 6-го отдела Главного следственного управления ГУ МВД по СПб и ЛО Мария Бучак. И год, как напомнила она, еще не закончился.
«Тема мошенничества затрагивает все слои населения, не только пенсионеров, молодые тоже подвержены влиянию в последнее время. Да и вообще, все подвержены, даже сотрудники полиции, были такие случаи. Если вы считаете, что находитесь в безопасности от мошенников, – это не факт. Будьте бдительны», – предупредила Бучак.
Чаще всего жертвами мошенников в Петербурге среди продавцов квартир становятся люди от 63 до 87 лет. Но не так давно в ГСУ появилось дело, где квартиру под влиянием мошенников продала 21-летняя студентка. Риелтору перед продажей квартиры она под видео- и аудиозапись сообщила, что продает квартиру, потому что ее ждет молодой человек в Турции. Пострадавшая также заполнила бланк-опросник, разработанный риелтором, чтобы выявлять сделки, совершенные под влиянием мошенников. Как позже выяснилось, с ответами ей по телефону помогли злоумышленники. В полицию, поняв, что ее обманывали, девушка обратилась только после того, как лишилась квартиры.
«Чем закончится дело о ее квартире в гражданском суде, на чьей стороне будет судья – ее или покупателя, я, конечно, сказать не смогу», – добавила Мария Бучак.
Схема мошенничества, при которой злоумышленники убеждают продавца продать квартиру, а затем перевести деньги им на «безопасный счет», получила название в крупнейшей интернет-энциклопедии в честь народной артистки России Ларисы Долиной. Свою квартиру певица в прошлом году продала, полагая, что участвует в «специальной операции», а в этом году через суд вернула, причем Фемида не обязала вернуть деньги покупательнице, оставшейся и без денег, и без жилья.
Схожие решения суды в России выносят и по другим делам о продажах квартир, совершенных под влиянием мошенников. По оценке судьи Санкт-Петербургского городского суда в отставке Ильи Рогачева, в примерно 70 процентах случаях Фемида встает на сторону продавца, оставляя за ним квартиру.
«Суды приходят к выводам, что у лица отсутствовала воля на продажу, и на этом основании делают вывод, что это недействительная сделка. Такая конструкция рассматривает продавца как оружие преступления в чужих руках. И из этого понятно, почему суды отказывают в применении реституции, то есть в том, чтобы возложить на продавца обязанность по возврату полученных от покупателя денег. Потому что в таком случае получается, что преступное посягательство было направлено не на то, чтобы завладеть имуществом продавца, а на то, чтобы завладеть денежными средствами покупателя недвижимости. И никакой реституции быть не может, потому что эти деньги сразу оказались в руках мошенников», – рассказал Илья Рогачев.
Он отметил, что признать соучастником мошенничества продавца квартиры не получится, поскольку мошенничество – это умышленное преступление, а умысла у продавца не могло быть без воли.
Полиция рекомендовала риелторам внимательно относиться к сделкам, обращая особое внимание на два признака подозрительности: стоимость значительно ниже рыночной и нежелание продавца лично встречаться с агентом, выбирая оформление сделки через доверенность. Мария Бучак посоветовала записывать встречи с продавцами на камеру и диктофон, а также попросить заполнить анкету, в которой будут вопросы о близких продавца, которые могли бы подтвердить его намерение продать недвижимость, и обязательно задать вопрос о знакомстве со схемами мошенничества. Опросник советуют заполнять в присутствии риелтора и без «звонков другу».
«Единой таблетки, от которой проблема рассосется, нет. Важно поговорить с родственниками продавца, узнать, есть ли ему куда выехать. К родственнице в Екатеринбург? Предложите позвонить ей. Нет гарантий, что эти вопросы вас уберегут, но, возможно, какой-то процент людей, находящихся под влиянием мошенников, задумается и откажется от сделки», – заключила Мария Бучак.