Депутаты предложили изменить налогообложение к «плавучим музеям» Петербурга
Легендарный ледокол «Красин» уже несколько десятилетий рассказывает об освоении Арктики. Как и многие другие корабли-музеи, он сталкивается с парадоксальной проблемой: ежегодно ему приходится платить миллионы рублей транспортного налога, который обычно взимается с действующих коммерческих судов за их «валовую вместимость». Чем больше судно, тем выше налог. Это происходит несмотря на то, что музейные корабли не перевозят грузы и не совершают рейсов, выполняя исключительно культурно-историческую миссию.
В связи с этим петербургские депутаты Всеволод Беликов, Ирина Иванова, Марина Макарова, Дмитрий Панов и Денис Четырбок инициировали обращение в Госдуму. Их предложение заключается во внесении дополнений в пункт 2 статьи 358 части второй Налогового кодекса РФ. Они хотят исключить из объектов налогообложения «плавучие музеи, включённые в единый государственный реестр объектов культурного наследия».
В пояснительной записке к законопроекту депутаты подчёркивают, что плавучие музеи не участвуют в коммерческой транспортировке пассажиров и грузов. Их истинное предназначение – сохранение и представление культурного, историко-патриотического и научного достояния России, размещение экспозиций, посвящённых истории кораблей, экипажей и значимых событий. Они служат памятниками подвигам и открытиям российского флота.
Старший научный сотрудник Кунсткамеры Павел Филин поддерживает эту инициативу, отмечая, что если судно получает статус музейного и не является ходовым, оно должно быть освобождено от налога. Он приводит примеры таких кораблей в Калининграде (например, научно-исследовательское судно «Витязь», подводные лодки) и Петербурге (ледокол «Красин», музейная подлодка). Для них текущая система налогообложения нелогична.
Суммы, о которых идёт речь, весьма значительны. Так, филиал ФГБУК «Музей-заповедник «Музей Мирового океана» в Петербурге, управляющий ледоколом «Красин» с валовой вместимостью 5484 тонны, ежегодно платит более 1 миллиона рублей транспортного налога.
Санкт-Петербург лидирует по числу кораблей-музеев, среди которых, помимо «Красина», находится подводная лодка С-189. Но знаменитый крейсер «Аврора», являющийся одним из символов города, не платит транспортный налог, так как до сих пор входит в состав российского военно-морского флота, а филиал Центрального военно-морского музея на его борту выполняет экспозиционную функцию. Подробнее читайте в материале «Вечерки».