От идеи до новых маршрутов: в Петербурге стартовал международный туристский форум «Travel Hub. Приезжай. Зима»
О путешествиях по Золотому кольцу России известно уже довольно давно благодаря советскому журналисту Юрию Бычкову. В 1967 году он за пять дней объездил несколько древнейших городов страны, расположенных к северо-востоку от столицы. Это путешествие стало началом для очерков о Владимире, Суздале, Костроме и других городах, впоследствии объединенных общим туристическим маршрутом. Идея создать аналогичный проект для регионов Северо-Запада появилась в начале 2000-х. К 2015 году она оформилась в конкретную программу под названием «Серебряное ожерелье России», которая объединила 11 субъектов страны. Помимо Северной столицы, туристам предлагают познакомиться с культурными и историческими достопримечательностями Ленинградской, Новгородской, Мурманской, Калининградской и других областей региона.
Обсудить развитие этого проекта на площадке Петербургского международного туристского форума «Travel Hub. Приезжай. Зима» собрались сегодня представители власти и бизнеса. В своем приветственном слове председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Евгений Панкевич подчеркнул, что «Серебряное ожерелье» сегодня – это не просто маршрут, а масштабный событийный и туристический тренд.
«Одним из главных преимуществ проекта является межрегиональное сотрудничество, благодаря которому мы можем не просто анонсировать новые маршруты и форматы путешествий, а создавать единое туристическое пространство. И сегодня это работает: растет интерес к автомобильным поездкам, активно развивается прокат автодомов – все это говорит о том, что проект набирает мощный импульс», – подчеркнул глава профильного комитета.
Туристические проекты для людей
Как отметила заместитель полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе Любовь Совершаева, 2025-й год был непростым, но именно сейчас проект набирает невероятную силу. Только за девять месяцев текущего года регион посетили 23,4 миллиона туристов. Больше половины всех поездок по традиции совершается по Петербургу и Калининградской области.
«Но прирост наблюдается не только в крупных городах. Вологодская область и Карелия удвоили поток туристов, а Ненецкий автономный округ, несмотря на суровые условия и непростую логистику, прибавил на 7 процентов. Это доказательство того, что каждый регион может быть интересен, – подчеркнула Любовь Совершаева. – Порадовал и приток иностранных туристов, за девять месяцев года их количество по сравнению с прошлым годом увеличилось на 13 процентов. В нынешней ситуации Россия сумела успешно переориентироваться на страны Ближнего Востока и Азию».
Отдельное внимание на форуме уделили проектам, которые делают туризм ближе к людям. Один из самых теплых – комиксы-путешествия семьи по регионам Северо-Запада от «Петербургского дневника». Всего вышло 11 серий – по одной на каждый субъект региона. Причем каждый выпуск сопровождался travel-гайдом, рассказывающим, куда можно сходить всей семьей, что попробовать и как добраться до места. А сам сюжет рассказывает про обычную российскую семью, которая ищет загадочный артефакт, путешествуя по Северо-Западу. Просто, по-домашнему, но с любовью к здешним местам.
Также заместитель полномочного представителя президента анонсировала вечернее событие в рамках форума: в Петербурге назовут победителя премии «Событие года в «Серебряном ожерелье», на звание которого претендуют Ленинградская, Новгородская и Калининградская области.
«Серебряное ожерелье» для иностранцев
А почему иностранному гостю должно быть интересно у нас? С таким вопросом обратилась к участникам форума исполнительный директор группы компаний «Тари Тур» в Петербурге Оксана Лебедева. Она призвала коллег смотреть на въездной туризм шире: не только как на поток туристов, но как на возможность создать настоящий, глубокий интерес к России извне. Чтобы иностранные гости после посещения страны хотели рассказать о ней своим родственникам и друзьям. И начинать нужно с понятной для туриста дорожной карты по «Серебряному ожерелью».
«Когда турист из Китая ищет информацию в интернете о таких городах, как Петербург, Псков, Новгород, Мурманск, он не находит сайтов на своем родном языке. К сожалению, у нас нет проработанной логистики, нет красиво упакованной экскурсионной программы для иностранцев. Нет даже простого видеоконтента или фотобанков, которые бы продавали мечту. При этом мы можем взять за основу проект «Золотое кольцо», которое уже показало свою эффективность», – предложила представитель турфирмы.
Она также напомнила, что хорошим примером для продвижения может стать опыт, когда турист не просто следует по маршруту, а погружается в жизнь региона через общение с местными жителями.
«Я уверена, что такие продукты уже есть в «Серебряном ожерелье». И наша задача вспомнить их, обновить и перенести на те регионы, которые пока остаются в тени. Это может быть не только снегоход или оленья упряжка. Главное впечатление у туристов часто остается не от достопримечательностей, а от встречи с человеком, который хранит традиции», – уверена эксперт.