Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Роботам-доставщикам в Петербурге выдадут номера, как у курьеров

В ЗакСе обсудили предварительные итоги работы роверов в городе
Фото: https://t.me/spbzaks

Роботы-доставщики отработали в Петербурге первые две недели, ни разу не попав в сводки дорожно-транспортных происшествий. Об этом на заседании комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассказала заместитель председателя Комитета по транспорту Александра Бахмутская.

«‎Роверы соблюдают правила дорожного движения при пересечении пешеходного перехода. Двигаются исключительно на зеленый свет светофора и максимально ориентированы на то, чтобы останавливаться в любой непонятной ситуации», – рассказала Александра Бахмутская‎.

Дорожные нюансы

Происшествий не было, но были нюансы: несколько раз роботов-доставщиков задевали живые курьеры по дороге, также несколько раз с роверами негуманно обходились пешеходы.

«‎Никаких критичных повреждений роверы не получили, и никаких повреждений никому не нанесли», – добавила Александра Бахмутская.

Всего в Петербурге с 24 ноября работают 14 роверов от одной крупной службы доставки. Трудятся они в Приморском районе, еще три ровера на улицы выйдут сегодня, 9 декабря. За две недели роботы выполнили 661 заказ, со средним временем в пути 18,5 минуты. Это 11 процентов от общего количества заказов, размещенных в пределах зоны их работы. И такая доставка, по оценкам компании-владельца роботов, выходит немного дороже по себестоимости, чем те же заказы, выполняемые курьерами.

Планов у Комитета по транспорту открыть для роботов центр города с узкими тротуарами, как отметила Бахмутская, нет. А вот в проект постановления Минэкономразвития об экспериментальном правовом режима по эксплуатации роверов Петербург, который установит правила беспилотного движения, как и другие 35 регионов России, уже вошел. Проект находится на стадии экспертизы.

«Нам важно найти баланс между стремлением принять превентивные меры по предотвращению каких-либо инцидентов и одновременно развивать технологии и промышленность в России. Это шаг вперед в развитии беспилотных транспортных средств. Очень важно вовремя оказаться в лидерах новой технологической волны, как и с БПЛА», – добавила Александра Бахмутская.

Вопросы безопасности

ДТП с роверами в Петербурге не было, как не было ни одного и в Мурино, где роботы доставляют продукты и еду уже несколько лет. Об этом депутатам сообщил начальник 2-го отдела управления Госавтоинспекции ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Константин Яковлев. Поэтому в Госавтоинспкекции пока точно не знают, как правильно фиксировать происшествия с участием роботов-курьеров. Отвечая на вопрос депутатов о возможности применения табельного оружия сотрудниками дорожной полиции против сбежавшего с места ДТП робота, Яковлев подчеркнул, что вероятность ухода с места происшествия гораздо выше у второго участника инцидента – человека.

«Вопрос серьезный: водитель должен четко понимать, как ему действовать с роботом», – добавил Яковлев.

Роверы для большей заметности Яковлев предложил оснастить не только флажками, но и желтыми мигалками. Пока же в планах города, как сообщила Александра Бахмутская, на каждом из роверов разместить номера, как у живых курьеров.

Депутата Александра Кущака в истории с роботами курьерами прежде всего интересовала антитеррористическая защита. В том, что ничего в пути прикрепить к роверу злоумышленникам не удастся, депутата заверил эксперт комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Попов. При изменении веса в пути робот просто остановится.

Разное будущее

Пока в Петербурге роверы доставляют только продукты. Депутат Вячеслав Бороденчик не исключил, что в следующем году, к выборам, роботы начнут развозить и партийные газеты. А также заметил, что наступившее будущее отличается от прекрасного далеко мира «Гостьи из будущего».

«У Кира Булычева в основном роботы уборщиками работали по городу, но это из-за того, чтобы были автобусы-телепорты и улицы были разгружены. У нас же они занимаются доставкой. Спасибо за то, что эксперимент начался», – сказал Вячеслав Бороденчик.

Также с фантастикой, но зарубежной сравнил технологию председатель комиссии ЗакСа по транспорту Алексей Цивилев.

«Компания, которой они принадлежат, ссылается в их работе на Правила дорожного движения, но в них не указано про роботов. Там есть только человек или животное, которое может оказаться на дороге, и есть про транспорт. А тут ровер приравнивается к человеку, то есть по факту это «Терминатор 3». Как это возможно, это уже философский вопрос», – считает Цивилев.

С подозрением, по словам Цивилева, относятся и старшеклассники, для которых он проводил «Урок о важном»: половина из них против роботов-водителей и роботов-курьеров. А все потому, что роботы могут оставить людей без работы и у них нет ответственности.

Все вопросы к роботам, занимающимися доставкой, депутаты решили передать в Минэкономразвития, которое сейчас ждет отзывов на правила работы и движения для роверов.