Эрмитаж завершил создание галереи Петра Великого
В Государственном Эрмитаже открылся новый, завершающий формирование масштабной постоянной экспозиции «Галерея Петра Великого» зал №166. Увидеть произведения прикладного искусства середины XVIII столетия посетители Главного музейного корпуса смогут уже с 10 декабря по входному билету.
Что расположилось в зале №166
В новую выставку вошли богатейшие коллекции стекла и серебра «аннинского» и «елизаветинского» времени, а также знаменитый «виноградовский» фарфор. Первое, что видит посетитель, заходя в выставочный зал, – предметы, созданные на Невской порцелиновой мануфактуре (с 1765 года – Императорский фарфоровый завод): табакерки, флаконы, подсвечники, предметы из сервизных комплексов и многое другое. Особое место в коллекции занимает уникальное раннее творение основоположника русского фарфора Дмитрия Виноградова – чаша, украшенная рельефной гроздью винограда. На дне хрупкого изделия сохранилось личное клеймо мастера и дата «1749». Еще одной «изюминкой» экспозиции стали предметы из первого, изготовленного для императрицы Елизаветы Петровны, Собственного фарфорового сервиза.
Открытие нового зала является важным моментом для коллекции, которая показывает, каких высот достигли российские мастера, развивая традиции, заложенные в царствование Петра Великого и предваряющие «Золотой век» русского искусства при Екатерине Великой.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил всех причастных к открытию экспозиции и отметил важность петровских выставок для музея.
«В этом году мы сделали много всего для Петра Первого. Мы провели серию культурных мероприятий «Дни Эрмитажа» в Белграде, которые были посвящены первому всероссийскому императору», – сказал Михаил Пиотровский.
Он также добавил, что Эрмитаж гордится своей галереей, потому что в ней государь показывается с разных сторон.
«Важная часть галереи – рассказ. Каждый год мы открываем залы, которые повествуют нам о преемниках императора. Этот зал посвящен Елизавете Петровне – дочери Петра. Она сделала очень много для страны. На новой выставке представлено много фарфоровой посуды. Это показатель того, что именно в тот период страна стала великой державой. Потому что построить флот или победить врага может и должен каждый, а вот производить фарфор могли далеко не все», – отметил Михаил Пиотровский.
Куратором экспозиции стала старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева.
«Открытие последнего зала Петра Великого стало для нас торжественным аккордом, который завершает большой проект, начатый в 2022 году, – в год 350-летия Петра I. Экспозиция зала №166 завершает рассказ о русской культуре первой половины 18-го столетия и начинает историю об эпохе Екатерины Второй. Сейчас у нас анфилада открыта полностью, и она переходит в залы, рассказывающие про «золотой век» императрицы», – отметила Наталья Бахарева.
История и состав целой экспозиции
В декабре 2023 года был открыт зал № 162, рассказывающий о выдающемся деятеле отечественной науки и культуры Михаиле Васильевиче Ломоносове. Здесь разместилась уникальная коллекция стеклярусных и мозаичных панно, изготовленных на основанной учёным Усть-Рудицкой стеклянной фабрике и выполненных при его непосредственном участии. В 2024 году экспозицию зала дополнили витрины, в которых представлены приборы и инструменты, созданные в том числе по заказу Михаила Ломоносова в Инструментальной палате Императорской Академии наук. В обновлённом зале также разместилась костяная модель памятника М. В. Ломоносову, установленного в 1829 году в Архангельске.
В открывшемся в 2023 году зале №163 представлены живописные полотна известных западноевропейских и российских мастеров второй четверти XVIII века. Следующий за ним зал №164 посвящён работам, созданным мастерами, не получившими академического образования, а также художниками-любителями. Этот тип произведений очень характерен для России первой половины XVIII столетия – периода, когда ещё не была учреждена Академия художеств. В это время также были весьма востребованы работы крепостных умельцев, да и сами владельцы дворцов и усадеб посвящали время «упражнениям в художествах». К произведениям «усадебной» культуры относятся представленные в зале вышивки, стеклярусное панно, «наивные» портреты. Ещё один популярный тип предметов, находящийся в экспозиции, – живописные «обманки» – художественные произведения, чаще всего предназначавшиеся для розыгрыша гостей.
Зал №165 отведён произведениям, в которых нашло отражение увлечение мотивами различных экзотических стран, характерное для искусства барокко и, особенно, рококо. Среди них: изделия из дерева и фарфора с изображением турок, китайцев, африканцев, фигурка-«обманка» музыканта в костюме китайца и прочее. Интерес к восточной экзотике демонстрируют предметы мебели, зеркала, кабинетцы и шкатулки, создатели которых использовали мотивы китайского искусства («шинуазри»).
В 2025 году открытием зала №166 (где разместились изделия из стекла, серебра и фарфора) завершилось формирование экспозиции «Галерея Петра Великого».