Яндекс.Метрика
  • Максим Черниговский

Максим Черниговский: «Снижение легального потребления алкоголя не означает, что идет оздоровление нации»

Руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка – о повышении минимальных цен на крепкий алкоголь с 1 января
Фото: https://youtu.be/behVdnGrGF8?si=xp0gGQVJVcxC3eX8

Формальный рост минимальной розничной цены (МРЦ) на водку – с 349 до 409 рублей и на коньяк – с 651 до 755 рублей за бутылку сам по себе не является главным драйвером рынка. МРЦ в России изначально задумывалась как «барьер» от нелегального и опасного алкоголя в легальной рознице. После внедрения ЕГАИС в производстве, опте и рознице ее значение заметно снизилось, ведь система и так не позволяет легально продавать «серый» продукт.

Сейчас МРЦ по водке в пересчете на литр составляет 698 рублей (349 руб. за пол-литра). При этом, по данным Росстата и отраслевых союзов, средняя розничная цена литра водки к концу октября 2025-го уже находилась в районе 860 рублей. То есть реальный рынок и так живет существенно выше действующего минимума, а новая планка в 409 рублей (818 рублей за литр) фактически лишь догоняет реальность в нижнем ценовом сегменте. Для большинства алкогольных брендов рост МРЦ станет не шоком, а корректировкой «минималки» под уже сложившийся уровень цен.

Куда важнее для алкогольной отрасли не сама МРЦ, а рост налоговой нагрузки. С 1 января 2026-го акцизы на алкоголь увеличатся на 8,9–31%, в зависимости от категории. Для тихих вин ставка вырастет со 113 до 148 руб. за литр (+31%), для игристых – до 160 руб. (+8,9%), для плодовых и винных напитков – до 165 руб. (+11,5%), а для пива, сидра и медовухи – до 33 руб. за литр (+10%). Акциз на крепкий алкоголь свыше 18 градусов поднимется до 824 руб. за литр безводного спирта (+11,4%), для алкоголя крепостью до 18 градусов расчет будет исходить из 165 руб. вместо нынешних 148 руб.

Именно акцизы, а не МРЦ, задают траекторию роста себестоимости алкоголя и розничных цен на него. В этих условиях говорить о грядущей тотальной волне банкротств я бы не стал. Однако давление государства на производителей алкоголя в низком ценовом сегменте действительно усилится. Слабые и сверхдешевые марки алкоголя могут уйти с рынка, а у остальных заметно сократится ценовой люфт.

В связи с грядущим подорожанием алкоголя эксперты отмечают падение его потребления в России до минимума за почти 30 лет – по данным Росстата. Цифры 8,32 литра на душу населения в апреле и 7,63 литра в ноябре 2025-го – это показатель официального потребления, рассчитанного по данным легального рынка. Он действительно приблизился к минимумам конца 1990-х, и с точки зрения статистики это выглядит как успех антиалкогольной политики государства. Но важно понимать, что этот индикатор практически не видит нелегальный сегмент продаж.

На мой взгляд, нынешнее снижение потребления спиртного – во многом результат совпадения трех факторов. Это рост цен на легальный алкоголь (в первую очередь за счет налогов), региональные ограничения по времени и месту его продаж, а также расширение предложения в нелегальном секторе, в основном – в сегменте незаконной онлайн-торговли. Часть потребителей алкоголя сегодня просто уходит «в тень», а вовсе не отказывается от алкоголя принципиально. То есть мы видим не только реальное умеренное сокращение потребления, но и перераспределение спроса: легального алкоголя теперь покупают меньше, нелегального – больше.

Если после очередного повышения акцизов и МРЦ цены на легальный алкоголь в 2026 году вырастут еще на 6–10%, то и продажи в официальном сегменте вполне могут просесть до 10%. Без системной борьбы с нелегальным рынком и аккуратной настройки региональных ограничений это будет означать вовсе не «оздоровление нации». А лишь дальнейшее сжатие легального рынка – при сохранении или даже росте общего объема потребления спиртосодержащей продукции в России.