Главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов рассказал о своей недавней поездке в Китай
Воспоминания об осени, или Как Китай стал ближе
Вот хохочут трамваи, топочут автобусы,
Голосят амбулансы, боясь умереть...
А в ночи фонарей раскаленные глобусы
Да назойливо хнычет китайская медь.
И бегут и бегут сумасшедшие роботы,
И рабы волокут в колесницах рабов,
Воют мамонты, взвив разъяренные хоботы,
Пожирая лебедками чрева судов.
Схожей осенью, только 86 лет назад, про Шанхай вот так написал Александр Вертинский. И как будто многое осталось таким же, хотя, разумеется, и многое изменилось. Тогда, в 1939-м, Шанхай находился под японской оккупацией из-за Японо-китайской войны, и даже советское консульство по этой причине здесь пришлось закрыть. У японцев были грандиозные планы на будущее Шанхая после их окончательной победы. Они видели Шанхай жемчужиной Японской империи. А потому японские градостроители обсуждали несколько вариантов развития крупнейшего порта Азии в неминуемо славном будущем, где Япония будет единственной сверхдержавой континента.
Мечты о японском господстве над Азией рухнули в победном 1945-м: 2 сентября Вторая мировая война завершилась подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии. Следующий день – 3 сентября – стал Днем Победы над милитаристской Японией и отмечается и в России, и в Китае.
Шанхай
Собственно, этой осенью в Пекине на легендарной площади Тяньаньмэнь и случился масштабный военный парад по случаю 80-летия Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны, где главным гостем стал российский президент Владимир Путин. Именно ранним утром этого дня наш самолет и приземлился в Шанхае после 10-часового прямого перелета из Петербурга.
В очереди на таможне наши соотечественники активно обсуждали позитивную новацию, о которой стало известно, пока мы были в воздухе: теперь в Китай россиянам можно без виз. Но в аэропорту пока еще действовала старая схема: «цель визита – где будете жить – куда еще, кроме Шанхая». После диалога со строгим офицером и нескольких этапов досмотра багажа стало возможным выбраться из лона гигантского международного аэропорта Пудун, кстати возглавляющего рейтинг по пассажиропотоку в Китае.
За его пределами – плюс 35 градусов. А вся территория вокруг удивляет своей широтой и масштабностью: ровные дороги, ведущие к мегаполису, окружены зелеными массивами садов, небольшие озера служат зеркалом, отражающим башни бизнес-центров. Деревья и кустарники аккуратно высажены вдоль дороги, создавая живописные аллеи, которые словно ведут путника к воротам «города будущего». Еще одной обязательной достопримечательностью по пути из аэропорта в Шанхай и наоборот непременно должен стать маглев – единственная в мире коммерческая высокоскоростная железнодорожная линия на магнитной левитации, благодаря которой состав способен разгоняться до невероятной скорости в 431 километр в час. Правда, мне удалось попробовать лишь триста.
Современный Шанхай – словно оживший сон архитектора-фантаста. Здесь каждый квартал будто рассказывает свою историю: улицы старого города хранят память о колониальном прошлом, а покрытые зеленью парки дышат свежестью среди небоскребов, сверкающих стеклом и сталью. В подобных высотках здесь размещены и местные средства массовой информации, а у некоторых – таких как Шанхайская медиагруппа – их даже несколько. В просторном холле ее штаб-квартиры представлены все достижения искусственного интеллекта: дикторы, при необходимости мгновенно меняющие в одной и той же новости язык и интонации; спортивные трансляции, демонстрирующие анализ движения игроков на поле или на корте в реальном времени и формирующие графические метрики по ударам и процентам владения мячом…
Ультрасовременный цифровой Шанхай аккуратно соседствует с ультраконсервативным политическим: в партийных небоскребах повсюду кумачовые стяги, гербы, и сотрудники – внешне скромные государственные деятели в черных костюмах с бордовыми галстуками. При этом диалоги с ними очень выверенные, с обязательным отсылом к идеям лидера нации, товарища Си Цзиньпина. Сами деловые разговоры, особенно с иностранцами, соседствуют тут с обширной гастрономической программой: здесь везде вкусно и обильно.
Китайское хлебосольство, кажется, не уступает нашему, отечественному: гостя надо не только напитать идеями о китайском чуде последних лет, но и накормить. Причем перерывы между приемами пищи не будут оставлять сомнений в том, что в Китае очень любят угощать.
Но самое удивительное в Шанхае (кстати, как и во многих других китайских городах), несомненно, начинается ночью. Когда этот мегаполис погружается в полутьму, тысячи огней вспыхивают одновременно, превращая Шанхай в гигантский аквариум света, а набережные города словно начинают диалог двух миров: древнего и современного, тихого и бурлящего, спокойного и суматошного.
Величественные фасады колонн и башенок колонизаторских времен чередуются с современными стеклянными исполинами, устремленными в небо, как отражение стремления Китая стать эпицентром глобального мира: они возвышаются над рекой Хуанпу, стремясь буйством огней превзойти своего соседа. И именно это пространство является идеальной ареной для созерцания движения потока жизни: грузовые суда, катера-такси, прогулочные яхты рассекают гладкую поверхность реки, играя яркими бликами фар и сигнальных огней.
ГУАНЧЖОУ
Двухчасовой перелет из Шанхая местными авиалиниями, и вот уже Гуанчжоу – крупнейший город Южного Китая. Сам город, название которого переводится как «город пяти баранов», также сочетает в себе и добропорядочную старину, и современный облик. Здесь одной из главных точек притяжения для туристов и для самих китайцев становится башня Canton Tower высотой около 600 метров. Она признана третьей по высоте телебашней мира. Если подняться на ее смотровую площадку, удастся насладиться потрясающими видами на город-миллионник и реку Чжуцзян.
Для тех, кто еще смелее, на одном из самых высоких уровней башни действует аттракцион свободного падения. Впрочем, за время моего посещения отважных не нашлось. В непосредственной близости к телебашне размещается и редакция «Гуанчжоу жибао». Основанная в 1952 году газета и тогда, и сейчас создается под руководством Коммунистической партии Китая. А вся медиагруппа, куда входит издание, как и их коллеги из Шанхая, занимает сразу два небоскреба! Что и говорить, китайские власти осознают всю ценность государственных средств массовой информации.
Кстати, почти у всех репортеров на рабочих местах возле компьютеров – подушки. И дело вовсе не в том, что они работают в круглосуточном режиме, – просто, как и большинство жителей Поднебесной, сотрудники здесь уважают дневной сон. И действительно, такое право не только закреплено в Трудовом кодексе Китая, но и максимально поддерживается на протяжении всей жизни начиная с детского сада. Обычно китайская сиеста приходится на время между 12:00 и 14:00: спать можно или в специальных комнатах, или прямо на рабочем месте.
Но Гуанчжоу покорил меня не своей современной застройкой. Особой точкой на карте стал район Шамянь – настоящий остров, где царит атмосфера колониального Китая начала XX века. Вдоль вымощенных брусчаткой улиц выстроились старинные особняки и виллы в стиле ар-деко – в разные эпохи тут размещались дипломатические кварталы. Было здесь и консульство СССР – в доме № 68 по Главному бульвару Шамяня, в здании 1916 года постройки. Сегодня к особняку приводят экскурсии, но само здание никак не используется.
Зато в наши дни район превратился в популярное туристическое направление, привлекающее не только зарубежных путешественников, но и китайскую молодежь. Местные кафе предлагают ароматный кофе и вкуснейшие блюда кантонской кухни, в магазинах продают крафтовые сувениры, а художественные мастерские радуют глаз яркими картинами и статуэтками. Буквально на каждом перекрестке проходят свадебные фотосессии и записи подростковых «тик-токов».
Еще одна локация в Гуанчжоу, привлекающая внимание, – местный Художественный музей. И если его содержание очень напомнило многие центры современного искусства в разных мировых столицах, то его архитектурная форма привлекла внимание оригинальностью и смелостью решений. Действительно, этот проект воплотили в 2010 году знаменитые китайские архитекторы Цзянь Лю и Ван Шу.
Главная особенность музея заключается в необычной форме здания, напоминающего огромный камень, отполированный временем и стихиями, а его фасад украшен сетчатой структурой из металла и стекла, создающей эффект легкой прозрачности.
ИУ
Еще два часа полета местными авиалиниями, и самолет приземлился в городке Иу. По китайским меркам это совсем небольшой населенный пункт, насчитывающий «всего-то» 2 миллиона жителей. Но при этом именно здесь – крупнейший внешнеторговый центр страны. Преображение местной деревни началось 40 лет назад: в результате реформ Иу получил статус специального экспортно-экономического района, позволивший развивать свободную торговлю.
Быстро росли рынки, строительство объектов инфраструктуры ускорялось, а население стремительно увеличивалось. Сегодня Иу называют «столицей мелких товаров». Ярким подтверждением такого тезиса может быть то, что именно здесь производят и потом продают – во все страны мира – те самые магнитики на холодильники с наименованиями крупнейших туристических мегаполисов. Из российских первое место у Москвы и Сочи.
Трансформация Иу стала ярким примером успеха китайского реформатора Дэн Сяопина и, кажется, показала миру силу рыночных механизмов и предпринимательства. Но чтобы не останавливаться лишь на экономическом чуде, здесь же было решено продемонстрировать и феномен сельскохозяйственный: так в пригороде Иу появилась образцовая деревня Лицзу.
Проект предусматривал комплексное преобразование сельской местности, а также создание привлекательных условий для проживания и ведения бизнеса. За 40 лет многое получилось, и сегодня местные жители охотно вспоминают, как пару лет назад к ним приехал Си Цзиньпин и на встрече с молодыми предпринимателями назвал некогда грязную и обедневшую деревню «демонстрационной зоной для осуществления всеобщей зажиточности». Сегодня здесь проживают 333 семьи, а 48 ждут в очереди.
Еще одним бизнес-аттракционом этих мест по праву можно считать… грузовой поезд. Да, именно железнодорожный состав, отправляющийся из Иу в Мадрид, является дополнительным олицетворением особого китайского подхода к решению логистических задач: за три недели он, заполненный электроникой, одеждой и игрушками, проходит просторы Сибири, степи Казахстана, поля Польши и холмы Франции. И точно преодолевает этот путь значительно быстрее морского транспорта и дешевле авиационного. Первый поезд отправился еще в 2014 году, и с тех пор обороты только наращиваются. Серьезный спад пришелся лишь на период пандемии коронавируса, но, кажется, сегодня это в прошлом.
ХАНЧЖОУ
Впрочем, еще одним выгодным видом транспорта для передвижения по Китаю, конечно, является автомобиль. Именно на нем за пару часов можно добраться из Иу до Ханчжоу – крупнейшего в Китае (а может быть, и во всем мире) центра электронной коммерции. Ведь именно здесь базируется такой гигант, как «Али-баба», занимающий в масштабах города территорию в несколько Кировских заводов. Также здесь расположен и автомобильный концерн Geely.
Ханчжоу в Средние века успел побывать столицей Китая. А в 2016 году здесь прошел саммит лидеров стран «Большой двадцатки», и, кстати, всего несколько недель назад здесь же с руководителями Китая встречался председатель правительства России Михаил Мишустин. Именно премьер-министр нашей страны во время своего визита вспомнил древнюю китайскую поговорку: «На небесах есть рай, а на земле – Ханчжоу».
Меня Ханчжоу тоже пленил практически сразу. Не последнюю роль в этом сыграло, конечно, озеро Сиху, окруженное горами, вдоль которого высажены чайные поля и построены храмы. Ну и, конечно, по его берегу можно бегать по утрам: именно здесь я впервые за свое посещение Китая встретил большое число таких же увлеченных атлетов. На озере десять месяцев в году по вечерам проходит представление света и танцев на фоне удивительной природы в качестве декораций. Это часовое шоу с музыкой, в том числе русских композиторов, впервые было показано как раз к тому саммиту «двадцатки» десять лет назад.
Ханчжоу и правда хорош. Чего стоит только улица Хэфан, где широкий выбор местных закусочных, а также более сотни магазинов, продающих антиквариат, китайскую каллиграфию и живопись! При этом сегодняшняя жизнь города напоминает яркий контраст: древние улочки соседствуют с современными небоскребами, старинные сады сливаются с шумом уличных рынков, музыка ветра перемешивается с шелестом от электрических самокатов и электромобилей. Влияние современных технологий здесь действительно велико, думаю, что именно поэтому здесь функционирует настоящий интеллектуальный штаб по разработке роботов: двуногих и четвероногих, которые успешно инспектируют электростанции, заводы и тоннели, а также участвуют в экстренных спасательных операциях и в обнаружении пожаров.
А вот одной из основных точек по проектированию медиаотношений по праву можно назвать Международный коммуникационный центр Ханчжоу. Именно с ним «Петербургский дневник» и подписал соглашение о партнерстве. А это значит, что контента, посвященного историческому наследию, искусству и повседневной жизни Китая, теперь в нашем издании будет значительно больше.
