Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Полвека назад в Петербурге Филармонии присвоили имя Дмитрия Шостаковича

Заместитель директора по творческой деятельности и художественный руководитель Большого зала Евгений Петровский рассказал, как планируется отметить знаковую дату
Фото: Анна Флегонтова / петербургская Филармония

– Евгений Дмитриевич, у Петербурга есть повод для гордости, ведь наша Филармония была учреждена первой в России.

– Действительно, 13 мая 1921 года было подписано положение об основании Петроградской филармонии. Уже 12 июня здесь состоялся первый концерт – своего рода инаугурация учреждения.

Должен заметить, что концерты в зале бывшего Дворянского собрания проходили еще с середины XIX века, а участвовали в них известнейшие композиторы и дирижеры того времени. Об этом напоминает мемориальная доска с именами великих музыкантов, которая висит на стене Бетховенского фойе Большого зала Филармонии.

Она свою работу практически не прерывала. Самый трагический период прекращения концертов, который продолжался несколько месяцев, связан с блокадой.

– А время блокады – конечно, с именем Дмитрия Шостаковича. Сегодня о премьере его Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде знают, наверное, все.

– Это была уникальная премьера! Второй год войны, блокада будет снята только в январе 1944‑го, а зал переполнен.

Об этом мы знаем не только по многочисленным воспоминаниям присутствовавших на том концерте слушателей, но и по уникальной филармонической блокадной книге, которая хранится у нас в библиотеке. Там рукой администратора аккуратнейшим образом указаны количество проданных билетов и сумма сбора.

Вообще, это было совершенно беспрецедентное, очень значимое со всех точек зрения событие: и музыкальное, и культурное, и, безусловно, социально‑политическое.

Конечно, все мы знаем, что мировая премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве (ныне это Самара), потом было исполнение в Москве. Однако по своему значению и статусу ленинградская премьера равна мировой. Она свидетельствовала: город борется, живет, сражается, в нем проходят концерты.

– О том легендарном концерте написано огромное количество литературы, и музыковедческой, и исторической. Возможно ли найти что‑то новое?

– Есть один удивительный факт. До сих пор мне ни разу не встречались фотографии с этого концерта, а ведь их не могли не делать, тем более что в зале присутствовало всё руководство города, и гражданское, и военное.

Удалось найти только кадр блокадной кинохроники, где буквально в течение полуминуты показывают оркестр Ленинградского радиокомитета с Карлом Ильичом Элиасбергом за дирижерским пультом, зал с оголенными каркасами люстр (знаменитые хрусталики с них были сняты) и публику. Но это не премьера Седьмой симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года.

Для меня остается загадкой, почему от этого концерта не осталось никаких фотографических свидетельств. Может, кто‑нибудь из петербуржцев, прочитав эти строки, найдет у себя в семейном архиве фотографии того легендарного концерта и поделится ими с Филармонией.

– Известно ли, чье исполнение Седьмой симфонии было предпочтительнее для самого Дмитрия Шостаковича?

– После исполнения Седьмой симфонии в Москве и Ташкенте ее сыграл заслуженный коллектив – оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске. И, по словам самого композитора, из многих разных вариантов ближе всего ему было именно исполнение Мравинского. К слову, замечу, что столько премьер симфонических сочинений Шостаковича, причем ключевых, не провел ни один другой дирижер. Роль Мравинского совершенно особая.

– А чья была инициатива присвоить имя Шостаковича Филармонии? И как всё проходило?

– После смерти Дмитрия Дмитриевича руководство Ленинградской филармонии ходатайствовало о присвоении его имени Большому залу. И то ли наверху не подумали, что у нас два зала, то ли вмешался случай, но в итоге имя Шостаковича было присвоено всей Филармонии. На мой взгляд, это просто замечательная и судьбоносная «ошибка»!

– Как в Филармонии отметят эту дату?

– Второго декабря один из концертов как раз будет посвящен этому событию. Это концерт абонемента «(Не)Знакомый Шостакович», где «не» взято в скобки. Это сделано потому, что, с одной стороны, в концерте есть редко звучащие произведения Шостаковича, а с другой – знакомые, можно даже сказать, популярные сочинения. Исполнит программу заслуженный коллектив России, академический симфонический оркестр Филармонии, дирижер – Феликс Коробов.

Кстати, 2026‑й – это год 120‑летия со дня рождения Шостаковича, что также найдет отражение в репертуаре. С акцентом на творчество Дмитрия Дмитриевича пройдет и программа международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств».

– Следом идет другая дата – день рождения Юрия Темирканова, 10 декабря. Как Филармония к этому готовится?

– Имя Юрия Хатуевича Темирканова для Филармонии не менее значимо, дорого и важно, чем имя Шостаковича.

Каждый год 10 декабря мы поздравляли маэстро, два года назад готовились отметить 85‑летие. Но 2 ноября 2023 года Юрий Хатуевич ушел из жизни.

И вот 10 декабря 2023‑го у нас родилась традиция каждый год давать концерт в день его рождения. Так будет и в этом году.

Более того, приоткрою завесу тайны: со следующего года основанный Юрием Темиркановым фестиваль «Площадь Искусств» будет начинаться именно 10 декабря.

– А не было мысли назвать его именем Большой зал?

– В принципе, идея такая витала. Но пока мы думаем о том, что на здании Филармонии должна появиться мемориальная доска, посвященная Юрию Темирканову.

– Вы уже упомянули про фестиваль «Площадь Искусств». В этом году он пройдет в двадцать пятый раз. Будет ли он каким‑то особенным?

– Поскольку фестиваль юбилейный, то в нем будет много того, что соответствует круглой дате. В первую очередь, это звездные исполнители – солисты, дирижеры, имена которых украсят нашу афишу. И конечно, красной нитью через всю программу пройдут сочинения Дмитрия Шостаковича и тех композиторов, которые близки ему творчески.

– Скажите, сейчас, в условиях санкций и бойкота русской культуры, труднее приглашать артистов?

– Если в исполнении музыки мы не ограничены, то с участием иностранных исполнителей стало, безусловно, сложнее. Но есть и те, кто любит нашу страну, нашу музыку и культуру и приезжает к нам, несмотря на все сложности. Это, например, венгерский скрипач Кристоф Барати, немецкий органист и дирижер Лео Кремер, советская и австрийская пианистка Елизавета Леонская, итальянский саксофонист Федерико Мондельчи и другие музыканты. Всем им – огромная благодарность.

Хочу подчеркнуть, что российские музыканты, которых мы приглашаем на свои концерты, – высочайшего международного уровня, и они ни в чем не уступают зарубежным исполнителям. Достаточно привести в пример Дениса Мацуева, Николая Луганского или Ильдара Абдразакова.

– А новые имена появляются?

– Безусловно. У нас проходит много конкурсов, появляются интересные музыканты. Тот же Илья Папоян, лауреат XVII Международного конкурса имени Чайковского в номинации «фортепиано», много играет с лучшими оркестрами страны, доказывая свой талант и востребованность. В этом году совместно с Санкт‑Петербургским Домом музыки мы подготовили отдельный абонемент, который представляет пианистов, скрипачей, инструменталистов, одним словом – весь цвет российских молодых музыкантов. Кульминационный концерт абонемента с их участием состоится 3 февраля 2026 года, когда Дом музыки будет отмечать двадцатилетие своего основания.