Яндекс.Метрика
  • Кирилл Смирнов

«Китай становится ближе»: главный редактор «Петербургского дневника» Кирилл Смирнов – о поездке в Поднебесную

Сегодня Путин подписал указ о введении безвизового режима для граждан Китая до 14 сентября 2026 года
Фото: Дмитрий Тимофеев / «Петербургский дневник»

«Вот хохочут трамваи, топочут автобусы,

Голосят амбулансы, боясь умереть...

А в ночи фонарей раскалённые глобусы,

Да назойливо хнычет китайская медь.

И бегут и бегут сумасшедшие роботы,

И рабы волокут в колесницах рабов,

Воют мамонты, взвив разъярённые хоботы,

Пожирая лебёдками чрева судов».

Схожей осенью, только 86 лет назад, про Шанхай вот так написал Александр Вертинский. И как будто многое осталось похожим, хотя, разумеется, и многое изменилось. Тогда, в 1939-м, Шанхай находился под японской оккупацией из-за Японо-китайской войны, и даже советское консульство по этой причине здесь пришлось закрыть. У японцев были грандиозные планы на будущее Шанхая после их окончательной победы. Они видели Шанхай как жемчужину Японской империи. А потому японские градостроители обсуждали несколько вариантов развития крупнейшего порта Азии в неминуемо славном будущем, где Япония будет единственной сверхдержавой континента. Мечты о японском господстве над Азией рухнули в победном 1945-м: 2 сентября Вторая мировая война завершится подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии. Следующий день – 3 сентября – станет Днем победы над милитаристской Японией и будет отмечаться и в России, и в Китае.

Шанхай

Собственно, этой осенью в Пекине на легендарной площади Тяньаньмэнь и случился масштабный военный парад по случаю 80-летия победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны, где главным гостем стал российский президент Владимир Путин. Именно ранним утром этого дня наш самолет и приземлился в Шанхае после 10-часового прямого перелета из Петербурга.

В очереди на таможне наши соотечественники активно обсуждали позитивную новацию, о которой стало известно, пока мы были в воздухе: теперь в Китай россиянам можно без виз. Но в аэропорту пока еще действовала старая схема: «цель визита – где будете жить – куда еще, кроме Шанхая». После диалога со строгим офицером и нескольких этапов досмотра багажа стало возможным выбраться из лона гигантского международного аэропорта Пудун, кстати возглавляющего рейтинг по пассажиропотоку в Китае.

За его пределами: +35 градусов. А вся территория вокруг удивляет своей широтой и масштабностью: ровные дороги, ведущие к мегаполису, окружены зелеными массивами садов, небольшие озера служат зеркалом, отражающим башни бизнес-центров. Деревья и кустарники аккуратно высажены вдоль дороги, создавая живописные аллеи, которые словно ведут путника к воротам «города будущего». Еще одной обязательной достопримечательностью по пути из аэропорта в Шанхай и наоборот непременно должен стать маглев: единственная в мире коммерческая высокоскоростная железнодорожная линия на магнитной левитации, благодаря которой состав способен разгоняться до невероятной скорости в 431 км/ч. Правда, мне удалось «попробовать» лишь 300.

Современный Шанхай – словно оживший сон архитектора-фантаста. Здесь каждый квартал будто рассказывает свою историю: улицы старого города хранят память о колониальном прошлом, а покрытые зеленью парки дышат свежестью среди небоскребов, сверкающих стеклом и сталью. В подобных высотках здесь размещены и местные средства массовой информации: а у некоторых – таких как Шанхайская медиагруппа – их даже несколько. В просторном холле ее штаб-квартиры представлены все достижения искусственного интеллекта: дикторы, при необходимости мгновенно меняющие в одной и той же новости язык и интонации, спортивные трансляции, демонстрирующие анализ движения игроков на поле или на корте в реальном времени и формирующие графические метрики по ударам и процентам владения мячом…

Ультрасовременный цифровой Шанхай аккуратно соседствует с таким же ультраконсервативным политическим: в партийных небоскребах повсюду кумачовые стяги, гербы и сотрудники – внешне скромные государственные деятели в черных костюмах с бордовыми галстуками. При этом диалоги с ними – очень выверенные, с обязательным отсылом к идеям лидера нации, товарища Си Цзиньпина. Сами деловые разговоры, особенно с иностранцами, соседствуют тут с обильной гастрономической программой: здесь везде вкусно и обильно. Китайское хлебосольство, кажется, не уступает нашему, отечественному: гостя надо не только напитать идеями о китайском чуде последних лет, но и откормить. Причем перерывы между приемами пищи не будут оставлять сомнений, что в Китае очень любят угощать.

Но самое удивительное в Шанхае (кстати, как и во многих других китайских городах), несомненно, начинается ночью. Когда этот мегаполис погружается в полутьму, тысячи огней вспыхивают одновременно, превращая Шанхай в гигантский аквариум света, а набережные Шанхая словно начинают диалог двух миров – древнего и современного, тихого и бурлящего, спокойного и суматошного. Величественные фасады колонн и башенок колонизаторских времен чередуются с современными стеклянными исполинами, устремленными в небо, как отражение стремления Китая стать эпицентром глобального мира: они возвышаются над рекой Хуанпу, стремясь буйством огней превзойти своего соседа. И именно это пространство является идеальной ареной для созерцания движения потока жизни – грузовые суда, катера-такси, прогулочные яхты рассекают гладкую поверхность реки, играя яркими бликами фар и сигнальных огней.

Гуанчжоу

Двухчасовой перелет из Шанхая местными авиалиниями, и вот уже – Гуанчжоу – крупнейший город южного Китая. Сам город – в переводе город пяти баранов – также сочетает в себе и добропорядочную старину, и современный облик. Одной из главных точек притяжения здесь для туристов и для самих китайцев становится башня Canton Tower, высотой около 600 метров, признанная третьей по высоте телебашней мира. Поднявшись на ее смотровую площадку, удастся увидеть потрясающие виды на город-миллионник и реку Чжуцзян. Для тех, кто совсем смелый, на одном из самых высоких уровней башни действует аттракцион свободного падения. Впрочем, за время моего посещения отважных не нашлось. В непосредственной близости к телебашне размещается и редакция «Гуанчжоу жибао»: основанная в 1952 году газета и тогда, и сейчас создается под руководством Коммунистической партии Китая. А вся медиагруппа, куда входит издание, как и их коллеги из Шанхая, занимает сразу два небоскреба! Что и говорить – китайские власти осознают всю ценность государственных средств массовой информации.

Кстати, почти у всех репортеров на рабочих местах возле компьютеров – подушки. И дело вовсе не в том, что их режим работы круглосуточный: просто, как и большинство жителей Поднебесной, здесь тоже уважают дневной сон. И действительно, такое право не только закреплено в Трудовом кодексе Китая, но и максимально поддерживается на протяжении всей жизни, начиная с детского сада. Обычно китайская сиеста приходится на время между 12:00 и 14:00: спать могут или в специальных комнатах, или прямо на рабочем месте.

Но Гуанчжоу покорил меня не своей современной застройкой: особой точкой на карте стал район Шамянь – настоящий остров, где царит атмосфера колониального Китая начала XX века. Вдоль вымощенных брусчаткой улиц выстроились старинные особняки и виллы в стиле ар-деко: в разные эпохи тут размещались дипломатические кварталы. Было здесь и консульство СССР – в доме № 68 по Главному бульвару Шамяня, в здании 1916 года постройки. Сегодня к особняку приводят экскурсии, но само здание никак не используется. Зато в наши дни район превратился в популярное туристическое направление, привлекающее не только зарубежных путешественников, но и китайскую молодежь. Местные кафе предлагают ароматный кофе и вкуснейшие блюда кантонской кухни, в магазинах продают крафтовые сувениры, а художественные мастерские радуют глаз яркими картинами и статуэтками. Буквально на каждом перекрестке проходят свадебные фотосессии и записи подростковых тик-токов.

Еще одна локация в Гуанчжоу, привлекающая внимание, – местный Художественный музей. И если его содержание очень напомнило многие центры современного искусства в разных мировых столицах, то его архитектурная форма привлекла внимание оригинальностью и смелостью решений. Действительно, этот проект воплотили в 2010 году знаменитые китайские архитекторы Цзянь Лю и Ван Шу: главная особенность музея заключается в необычной форме здания, напоминающего огромный камень, отполированный временем и стихиями, а его фасад украшен сетчатой структурой из металла и стекла, создающей эффект легкой прозрачности.

Иу

Еще два часа местными авиалиниями, и самолет приземляется в городке Иу. По китайским меркам это совсем небольшой населенный пункт, насчитывающий «всего-то» два миллиона жителей. Но при этом именно здесь – крупнейший внешнеторговый центр страны. Преображение местной деревни началось 40 лет назад: в результате реформ Иу получил статус специального экспортно-экономического района, позволившего развивать свободную торговлю товарами. Быстро росли рынки, строительство объектов инфраструктуры ускорялось, а население стремительно увеличивалось. Сегодня Иу называют «столицей мелких товаров»: ярким подтверждением такого тезиса может быть то, что именно здесь производят и потом продают – во все страны мира – те самые магнитики на холодильники с наименованиями крупнейших туристических мегаполисов. Из российских – первое место у Москвы и Сочи.

Трансформация Иу стала ярким примером успеха китайского реформатора Дэн Сяопина и, кажется, показала миру силу рыночных механизмов и человеческого предпринимательства. Но, чтобы не останавливаться лишь на экономическом чуде, здесь же было решено продемонстрировать и чудо сельскохозяйственное: так, в пригороде Иу появилась образцовая деревня Лицзу. Проект предусматривал комплексное преобразование сельской местности, а также создание привлекательных условий для проживания и ведения бизнеса. За сорок лет многое получилось: и сегодня местные жители охотно вспоминают, как пару лет назад к ним приехал Си Цзиньпин и на встрече с молодыми предпринимателями назвал некогда грязную и обедневшую деревню «демонстрационной зоной для осуществления всеобщей зажиточности». Сегодня здесь проживает 333 семьи, а 48 ждут в очереди.

Еще одним бизнес-аттракционом этих мест по праву можно считать… грузовой поезд. Да! Именно железнодорожный состав, отправляющийся из Иу в Мадрид, является дополнительным олицетворением особого китайского подхода к решению логистических задач: за три недели он, заполненный электроникой, одеждой и игрушками, проходит просторы Сибири, степи Казахстана, поля Польши и холмы Франции. И точно делает это значительно быстрее морского транспорта и дешевле авиационного. Первый поезд отправился еще в 2014 году, и с тех пор обороты только наращиваются. Серьезный спад пришелся лишь на период пандемии коронавируса, но кажется, что сегодня и это преодолено.

Ханчжоу

Впрочем, еще одним выгодным видом транспортного сообщения по Китаю, конечно, является автомобиль. Именно на нем за пару часов можно добраться из Иу до Ханчжоу – крупнейшего в Китае (а может быть, и во всём мире) центра электронной коммерции. Ведь именно здесь базируется такой гигант, как «Алибаба», занимающий в масштабах города территорию в несколько Кировских заводов. Также здесь расположен и автомобильный концерн «Geely».

Ханчжоу в Средние века успел побывать столицей Китая. А в 2016 году здесь прошел саммит лидеров стран «большой двадцатки», и, кстати, всего несколько недель назад здесь же с руководителями Китая встречался председатель Правительства России Михаил Мишустин. Именно премьер-министр нашей страны во время своего визита вспомнил и древнюю китайскую поговорку: «На небесах есть рай, а на земле – Ханчжоу».

Меня Ханчжоу тоже пленил практически сразу. Не последнюю роль в этом сыграло, конечно, озеро Сиху, окруженное горами, вдоль которого высажены чайные поля и построены храмы. Ну и, конечно, по его берегу можно бегать по утрам: именно здесь я впервые за свое посещение Китая встретил значительное число таких же увлеченных атлетов. Десять месяцев в году по вечерам на озере проходит представление света и танца с удивительной природой в качестве декораций: часовое шоу с музыкой, в том числе русских композиторов, впервые было показано как раз к тому саммиту «двадцатки» десять лет назад.

Ханчжоу и правда хорош. Чего стоит улица Хэфан, где представлен широкий выбор местных закусочных, а также более сотни магазинов, продающих антиквариат, китайскую каллиграфию и живопись. При этом сегодняшняя жизнь города напоминает яркий контраст: древние улочки соседствуют с современными небоскребами, старинные сады сливаются с шумом уличных рынков, музыка ветра перемешивается с шелестом от электрических самокатов и электромобилей. Влияние современных технологий здесь действительно велико: думаю, что именно поэтому здесь функционирует настоящий интеллектуальный штаб по разработке роботов – двуногих и четвероногих, которые успешно инспектируют электростанции, заводы и туннели, а также участвуют в экстренных спасательных операциях и в обнаружении пожаров.

А вот одной из основных точек по проектированию медиаотношений по праву можно назвать Международный коммуникационный центр Ханчжоу. Именно с ним «Петербургский дневник» и подписал соглашение о партнерстве. А это значит, что контента, посвященного историческому наследию, искусству и повседневной жизни Китая, теперь в нашем издании будет значительно больше.

Напомним, ранее мы писали о том, что сегодня, 1 декабря, президент России Владимир Путин подписал указ о введении безвизового режима для граждан Китая до 14 сентября 2026 года.

Согласно документу, визы не нужны тем гражданам Китая, которые прибывают в нашу страну на срок не более 30 дней «с гостевым или деловым визитом, в качестве туристов, для участия в научных, культурных, общественно-политических, экономических, спортивных мероприятиях».