Борис Подопригора: «Хаоса больше, чем всего остального»
Нельзя все время быть серьезным: самый аполитичный эпизод ноября, связываемый в мировых СМИ с Россией, – это реплика депутата Госдумы о еврейских корнях Чебурашки. Между тем в Израиле с его 20 процентами русскоговорящих жителей и даже среди таких же европейцев и американцев гордятся тем, что создателями персонажа были, как считается, евреи. Об остальном – без улыбки.
О России говорится больше обычного из-за обсуждения вариантов российско-украинского урегулирования.
Начнем с общего плана. Во-первых, ни одна из сторон конфликта не решит своих изначальных задач по финансовым причинам. Во-вторых, эскалация конфликта угрожает его спонтанным перерастанием в мировую войну. В-третьих, задача политиков и дипломатов состоит в том, чтобы этот конфликт не возобновился, если со временем одна из сторон сочтет свое положение предпочтительным. Под таковым для Украины мы видим ее вступление в НАТО. А пока ежегодные расходы Запада на войну составляют около 170 миллиардов евро. Ради чего? Но и российские расходы сопоставимы.
Параллельный план Евросоюза состоит в том, чтобы найти для Украины средства для возвращения «репарационного кредита». Украина его должна вернуть Евросоюзу при «полной оплате Москвой материального ущерба, нанесенного Украине и Европе». Первые 210 миллиардов евро (из возможных 300 миллиардов), передаваемые Украине за счет наших зарубежных активов, подаются как «оправдываемое жизнью возмездие» (rétribution explicable par la vie). Пожалуй, так же мыслил и герой Достоевского Родион Романович Раскольников. Вспомним, чем завершилось дело, и приведем знаковое откровение французов: «В Киеве не понимают, что происходит. Отсюда их отказ от предложений Трампа. Впереди выход русских на Гуляйполе. Это эмоциональный русско-украинский рубеж. А куда дошли мы (то есть европейцы)?».
Фактическое посредничество Трампа – это уже не заявка на нобелевское лауреатство, а шанс отвести от себя обвинения по так называемому делу Эпштейна (секс-скандалы вокруг несовершеннолетних). Тем более что не только для собственных демократов, но и для многих европейцев Трамп – разрушитель западной морали и вообще «враг всего живого». Да и его немногочисленные почитатели ставят ему в заслугу разве что сегодняшний аскетизм: не пьет, не курит. Ибо его миротворческие заслуги рассчитаны на сиюминутный эффект.
Запад может сколько угодно клясть Россию и Китай, не сбрасывая их со счетов. Ибо посредничество Трампа в конфликте Москвы и Киева оставляет такую же надежду на взаимопонимание через Москву с Китаем. Торг Запада с Китаем, а через него с остальной Азией – весомая часть геополитики. В ней переплелись давление на Пекин и Москву и неизменные потребности западного сообщества. Кстати, наши нефть и сжиженный природный газ замещают до 30 процентов мировых запросов. Безотносительно Трампа и Евросоюза.
Да и Пекин на 65 процентов обеспечивает бытовые потребности жителей Евросоюза – против 15 процентов тех, что за счет местных производителей. И вообще для Китая главное, чтобы никто не мешал его продвижению к глобальной общности. Тем временем председатель Си отправил в отставку до 20 военачальников, которых ранее сам и назначил.
По периодически вспыхивающей Венесуэле медийный знаменатель таков: якобы ее наркотики (фентанил) – это разновидность химического оружия. Ему-то Трамп и объявил войну. Но для успешной операции нужны 130 тысяч военных и не менее шести месяцев. Это обойдется Соединенным Штатам в 300 миллиардов долларов, что составляет почти треть годового военного бюджета. И как быть с предвыборным лозунгом Трампа – «Экономия на военных расходах – это гарантия внутреннего благополучия»? Поэтому не исключен компромисс.
Неожиданное внимание уделено встрече лидеров США и Сирии. Долгое время аш-Шараа именовали «одним из главных ближневосточных террористов и врагом Израиля». После встречи с Трампом его стали называть хариджидом, то есть «оступившимся мусульманином». В фокусе внимания – сохранение в Сирии военной базы США и сложные отношения Вашингтона с Анкарой. У нас тоже могут возникнуть аналогии.
Лучше вспомним Чебурашку. Наверное, он хорошо нас слышит...
