Яндекс.Метрика
  • Наталья Баталова

Леонид Говоров: «В основе патриотического туризма лежит гордость за свою страну»

Любой туристический маршрут может стать патриотическим, нужно лишь правильно расставить акценты
Фото: youtu.be/9ySyLzR_OU8?si=_QlU6HV8aCFPPI3K

В Петербурге с 26 по 27 ноября проходил Всероссийский форум по развитию патриотического туризма. Одним из ключевых спикеров этого события стал советник губернатора Санкт-Петербурга, председатель общественного совета Музея обороны и блокады Ленинграда, депутат Государственной думы РФ IV созыва Леонид Говоров. Он рассказал «Петербургскому дневнику» об особенностях развития патриотического туризма в Санкт-Петербурге.

– Что такое патриотический туризм?

– Это очень широкое определение. К сожалению, сейчас происходит подмена понятий, многие считают, что патриотический туризм – это только про военно-патриотические маршруты, однако это совсем не так. Любой туристический маршрут может стать патриотическим, нужно лишь правильно расставить акценты.

– Что лежит в основе патриотического туризма?

– В его основе лежит формирование гордости за свою страну. По какому бы маршруту турист ни поехал, он должен видеть достижения своих соотечественников. Если он путешествует по «культурно-просветительскому» маршруту, мы должны сформировать у него чувство гордости за отечественных творцов, если речь идет о науке, значит, мы должны продемонстрировать и сформировать гордость за научные достижения нашей страны, и так далее. Основное отличие патриотического туризма от обычного заключается в том, что в его основе лежит конкретная цель – вызвать у гражданина чувство гордости за свою страну.

– Какие способы популяризации патриотического туризма среди молодежи вы видите?

– Сейчас молодые люди чаще всего черпают информацию из Интернета. Я вижу только одно решение этого вопроса – пропаганда. Нужно распространять среди молодых людей мысли о том, что путешествия являются эффективной формой познания, формирования гордости за историю, науку, культуру, любви к природе своей страны, создают условия для профессиональной, личностной и гражданской самореализации. Кстати, у Росмолодежи есть программа, которая помогает решать эти задачи для подрастающего поколения.

Разумеется, на это нужно финансирование. Именно поэтому сегодня на форуме присутствуют представители власти и туристическо-информационных центров.

Многие музеи получают поддержку от государства в виде грантов, однако фондов, которые могли бы оказать помощь туристическим организациям, достаточно мало.

– Расскажите поподробнее про ваш проект «Малая дорога жизни».

– Проект появился в результате поручения президента России Владимира Владимировича Путина по итогам встречи ветеранов и представителей общественных организаций 18 января 2023 года в годовщину прорыва блокады Ленинграда.

Подчеркивалось, что нужно продолжать вести исторические исследования Ленинградской битвы и открывать малоизвестные и важные страницы обороны и блокады Ленинграда и Ленинградской битвы.

Одной из таких страниц является история создания и работы «Малой дороги жизни» – системы водных и ледовых трасс по акватории Финского залива в период с декабря 1941 года по январь 1944 года.

По Малой дороге жизни поддерживалась связь Ленинграда с Кронштадтом, Ораниенбаумским плацдармом, островами Финского залива Сескар и Лавенсаари (ранее – Мощный – прим. ред).

Малая дорога сыграла очень важную роль в подготовке операции по освобождению Ленинграда от вражеской блокады.

Проект, который мы разрабатываем, территориально очень масштабный. Он начинается на станции Лисий нос и продолжается по акватории Финского залива через остров Котлин, Ораниенбаумский плацдарм и далее до островов Сескар и Лавенсаари (Мощный – прим. ред) – самым западным точкам Ленинградского фронта, которые никогда не были захвачены врагом.

Проект включает памятные мемориальные знаки, современный информационный центр в туристическом кластере «Горская», музейные экспозиции в Кронштадте, Ломоносове, Ломоносовском районе Ленинградской области, экспозиции в Музее обороны и блокады Ленинграда.

Проделана большая научно-исследовательская работа, подготовлена научно-историческая монография, которая является основой концепции нашего исторического проекта.

Сейчас идет работа по подготовке к реализации проекта.

– К какому году вы планируете осуществить этот проект?

– Проект «Малая дорога жизни» будет осуществляться поэтапно. Некоторые его составляющие могут быть реализованы уже к следующему году, а какие-то только к 2030-му. Например, это вопрос создания информационного центра в «Горской», связанный с реализацией туристического кластера, он не может существовать сам по себе, поэтому эта часть маршрута будет создаваться чуть дольше, чем остальные.

Важная составляющая проекта связана с формированием туристических маршрутов.

Необходимо решить целый ряд задач: продумать точки входа и выхода на маршрут, создать «бесшовный» путь, который объединит все музеи и мемориальные памятники, обучить экскурсоводов.

В целом, мы хотим сделать современный туристический маршрут. В нем будут использованы VR-технологии, экспозиции и многое другое.

– Кто будет водить экскурсии на маршруте?

– Об этом говорить еще рано. Сначала нужно составить четкий план реализации проекта.

Надеемся, что Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга, Комитет по культуре и туризму Ленинградской области туристические информационные центры помогут подобрать туристические организации, которые смогут заняться организацией туристических маршрутов и поиском компетентных сотрудников-экскурсоводов.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда готов взять на себя методическую роль в подготовке экскурсоводов по этому маршруту. Нам важно, чтобы на маршруте «Малая дорога жизни» работали только настоящие профессионалы.