Яндекс.Метрика
  • Кирилл Смирнов, Елена Норицина

Владимир Княгинин: «Как петербургских студентов сегодня готовят к рынку труда»

Эфир «Радиоклуба на Карповке» был посвящен Дню преподавателя высшей школы, который отмечался 19 ноября. Гостем программы стал вице-губернатор Петербурга
Фото: Дмитрий Сермяжко / «Петербургский дневник»

– Владимир Николаевич, а вы помните своих преподавателей из высшей школы?

– Я прекрасно помню тех, кто преподавал на юридическом факультете тогда еще Ленинградского государственного университета имени Жданова. Это профессора Королев, Дрейшев, Каск. Спустя годы начинаешь глубже понимать, что это было за удивительное поколение. Многие из них в возрасте 17-18 лет добровольцами ушли на фронт. Некоторые вернулись с тяжелейшими ранениями. Затем поступили учиться, получили высшее образование, сделали научную и преподавательскую карьеру. И что поразительно, до конца своей активной профессиональной жизни они сохраняли оптимизм, сплоченность и глубокое понимание происходящих вещей.

В то время, когда я был аспирантом, эта тема воспринималась иначе, острее. В моей семье, как и во многих других, война оставила свой след. Два моих дяди погибли, у отца была награда за труд в Великую Отечественную войну.

И вот прошли годы, и сделанное этим поколением встает перед нами во весь рост. Понимаешь, какой это был огромный труд, какие усилия они прилагали и с каким оптимизмом восстанавливали и отстраивали заново Ленинград.

– Как вам кажется, профессия преподавателя высшей школы сегодня привлекательна для молодежи?

– Мы испытываем потребность в молодых кадрах, в преподавателях с высокой квалификацией. У нас нет дефицита именно в желающих заниматься такой деятельностью. Несмотря ни на что, она остается уважаемой и привлекательной для построения карьеры. Однако ключевая потребность именно в молодых, амбициозных и, главное, квалифицированных специалистах.

Многие наши вузы реализуют специальные программы, нацеленные на выстраивание карьерных траекторий для молодежи, чтобы привлечь таланты. Яркий пример: когда стартовали федеральные программы, такие как «Приоритет-2030», «Проект 5-100», «Передовые инженерные школы», некоторые вузы и сами предложили рекрутинговые инициативы, привлекая наиболее одаренную молодежь со всей страны. Можно вспомнить и опыт Университета ИТМО, который реализовал программу привлечения зарубежных профессоров.

– В эти дни город активно готовится к Санкт-Петербургской ассамблее молодых ученых и специалистов, которая пройдет уже в 28-й раз. Что это за мероприятие и какова его роль в научной и образовательной жизни Петербурга?

– Ассамблея – это ключевое мероприятие, где подводят итог года в сфере высшей школы и науки. В ней участвуют практически все вузы Петербурга, научные институты. На площадке соберутся молодые ученые. Также будет представлена выставка передовых разработок – от транспортных роботов и беспилотников до тренажеров для пилотов. Ключевая задача – еще раз оценить сделанное, отметить успехи и в рабочем порядке обсудить то, что еще предстоит выполнить.

Сегодня состоится награждение победителей конкурса «Студент года» – это очень живое мероприятие. Молодые люди представляют свои портфолио и достижения. Интересно, что среди награждаемых нередко бывают и иностранные учащиеся.

В первых числах декабря губернатор Александр Беглов наградит тех, кому в 2025 году присвоено звание «Заслуженный работник высшей школы Санкт-Петербурга». А затем финальной точкой станет традиционный Губернаторский новогодний студенческий бал в Политехническом университете. Это действительно бал в лучших традициях: он начинается с танцев, которые пары разучивали весь год. Это зрелище будто из эпохи дворянских собраний! А после официальной части праздник плавно перетечет в более современный формат. Это наш повод сказать спасибо тем, кто трудился, и отметить активных молодых ученых и студентов.

– Россия планирует отказаться от Болонской системы образования и перейти к собственной. Что это будет за система?

– Это будет именно модернизированная система. Вернуться к советской модели напрямую, честно скажем, трудно – общество и экономика сильно изменились. Однако наша задача – удержать все лучшее, что было накоплено как в советский период, так и за годы существования независимой Российской Федерации. В целом система нуждается в перенастройке.

Болонскую модель вводили в свое время, исходя из двух соображений. Тогда европейское образование явно отставало от англосаксонского по популярности и научным достижениям. Лучшие исследователи были сконцентрированы в американских и британских университетах.

Европейцы, реагируя на это, модернизировали свою систему, введя уровни – бакалавриат и магистратуру. Для России, которая в тот момент интегрировалась в глобальные рынки труда и образования, этот шаг был логичным и естественным.

Но время прошло, и стало понятно, что система образования – это не просто уровни подготовки и академическая мобильность.

Накопив опыт, мы видим как плюсы, так и множество недостатков.

Как реакция на это, был запущен эксперимент: как вузы могут перейти на следующий этап развития. От Петербурга участником является Горный университет.

– Если говорить о ключевых особенностях новой модели, какие бы вы могли выделить?

– Во-первых, это сохранение фундаментального ядра. Для инженерных специальностей это углубленное изучение физики, математики, химии. Студенты, приходя из школы, первые полтора года часто получают дополнительную подготовку по этим дисциплинам.

Во-вторых, это увеличение практической ориентированности. Количество и виды практик и стажировок растут, они становятся разнообразными и обязательными. При этом продолжительность обучения становится более гибкой.

Каждый вуз может самостоятельно определять учебные планы. К примеру, Горный университет принял решение увеличить время на изучение ключевых инженерных дисциплин, что, по сути, приближает подготовку к классическому специалитету.

В то же время в IT-сфере некоторые вузы считают, что трех- или четырехлетнего образования достаточно для выхода обучающегося на рынок труда в качестве полноценного специалиста.

– Как новая система поможет выпускнику стать частью реального сектора экономики? Появятся ли новые инструменты, помимо диплома?

– Появляется возможность «добрать» специализацию в выбранной сфере деятельности.

Данный этап не должен дублировать основной курс обучения. Это так называемые микростепени или микроквалификации.

Вы получаете основной диплом, который подтверждает ваше высшее образование и готовность работать по профессии.

Однако «последняя миля» до конкретного рабочего места часто требует ориентации на специфику сектора или даже отдельной компании. Для этого и нужны микроквалификации – дополнительные сертификаты, которые подтверждают либо наличие еще одной профессии, либо особой подготовки.

И этот эксперимент регулярно отслеживается. Летом в Горном университете собирались представители высшей школы, приезжал министр, участники отчитывались о результатах.

Количество вузов, присоединяющихся к эксперименту, растет. Например, в Петербурге Университет аэрокосмического приборостроения добровольно перестраивает свои учебные планы по стандартам Горного университета. О подобных планах по трансформации инженерного образования заявила и Высшая школа экономики.

Перестроить всю систему крайне сложно. Но поскольку решение принято, мы уверенно движемся к следующему этапу развития профессионального образования.

– Не можем не спросить о развитии университетской инфраструктуры. Насколько сегодня для города важна тема внешнего вида и внутреннего содержания вузовских кампусов?

– Губернатор говорил о создании технологических долин – это и есть кампусы-технополисы.

На севере города реализуется проект «Технополис» Политехнического университета. Его ректор Андрей Рудской проделал колоссальную работу. Ему нужно отдать должное, имя этого руководителя обязательно останется в истории. В значительной степени благодаря усилиям Андрея Ивановича в Санкт-Петербург вернулось отделение Академии наук. Академия обрела свой исторический дом – здание на Университетской набережной. Дом ученых также перешел в ведение отделения. Кроме того, Андрей Рудской продвинул проект «Технополис», который, несмотря на трудности, будет реализован. Еще будет создана долина инноваций. Эта территория рядом с «Геосканом» превратится в мощный технопарк, связанный с новыми технологиями.

На юге города создается «Невская дельта» Санкт-Петербургского государственного университета. С ней объединится «Приморская долина» Морского технического университета. Мы также видим впечатляющие результаты по «Хайпарку» Университета ИТМО.

Отдельно хочу отметить кампус Национального медицинского исследовательского центра имени В. А. Алмазова. То, что крупнейший центр смог в своей структуре вырастить целый университет и соорудить для него кампус, – это выдающееся достижение. В следующем году этот кампус будет сдан. Также с нетерпением жду открытия Патриотического института на Большом проспекте Васильевского острова, где разместится новый кампус Высшей школы экономики.

Мы по праву гордимся славной историей российской системы высшего образования и ее современными достижениями. Особую миссию в этой важной работе выполняют преподаватели петербургских вузов.

Сегодня в петербургских вузах трудятся более 75 тысяч специалистов. Из них более 31 тысячи – преподаватели. Среди них академики Российской академии наук, профессора и доктора наук с мировым именем, отметили в Смольном.