Яндекс.Метрика
  • Сергей Ачильдиев

Сергей Ачильдиев: «Дорога жизни подарила ленинградцам надежду на спасение»

Дороге жизни – 84 года. Писатель, публицист специально для «Петербургского дневника»
Фото: из личного архива

Работа ледовой трассы на всем протяжении времени её действия, помимо обеспечения основной задачи – обеспечения города продовольствием для жителей и бойцов на передовой, доставки боеприпасов, топлива и других грузов, имела ещё и огромное психологическое значение.

Ещё неделю, сутки назад люди считали себя отрезанными от страны, от всего мира, ощущали полную изоляцию, и вдруг появилась надежда спастись самим и сохранить жизнь своим близким. Конечно, и до того, как открылась ледовая Дорога жизни, некоторых детей удавалось вывезти из блокированного города по воздуху самолётами. Но таких счастливчиков было крайне мало. Мне рассказывала одна лётчица, что ей повезло – удалось вывезти из Ленинграда двухлетнюю дочь. А вот мать она спасти не смогла – и та умерла во время блокады

Но, повторюсь, такие случаи были редкими и на общем фоне оказавшихся в кольце более чем 2 миллионов мирных жителей они не имели решающего значения.

И тут появилась реальная надежда на спасение. Особенно когда наладилась эвакуация гражданского населения. Люди узнавали, что у кого-то ребёнка вывезли вместе со всем детским садом. У других кто-то из соседей отправился в эвакуацию. Можно представить, как воспрянули духом люди, ещё недавно считавшие себя обречёнными.

Понятно, что вывозили не всех. В то время жителями города было написано много заявлений в горисполком, чтобы кого-то включили в списки на эвакуацию. Главным образом просили не за себя – за детей, за близких. Пытались доказать, что именно они достойны спасения. Сегодня, сидя в тепле с чашкой чая, легко рассуждать о том, что это было, возможно, не этично. Мол, люди пытались использовать своё положение, чтобы спастись. Но не нам их судить – людей, проживших первую блокадную зиму. Это были женщины, дети, старики – гражданское население.

Но и попасть в машину, которая движется с западного берега Ладоги на восточный, ещё не означало спасения. Дорога была опасна. Грузовики уходили под лёд от обстрелов, бомбёжек, попадали в трещины. Нередко люди, ослабленные голодом и болезнями, нечеловеческими испытаниями, умирали, не доехав до спасительного берега.

Но тем не менее эта дорога имела огромное значение. Сотни тысяч ленинградцев спасли. И главное – она дала людям надежду – сегодня привезли продукты и увезли эвакуированных, а завтра город воссоединится со всей страной.