Валерия Троицкая: «Голодомор – главный национальный миф Украины»
22 ноября, в четвёртую субботу последнего осеннего месяца, Украина традиционно будет отмечать День памяти жертв голодомора. И пусть никого не смущает глагол «отмечать». И по форме (странные, порой дикие перформансы, настоящая карнавализация беды), и по содержанию – для Незалежной это воистину национальный праздник.
Можно даже сказать: день рождения современной украинской политической нации. Существует такое понятие – «жертвенный миф». Это искусственно сконструированное историками представление народа о себе как об извечной жертве коварного соседа, страшного врага, который хочет этот самый народ физически уничтожить или лишить независимости. Любую общность быстрее всего скрепляет страх и ненависть, а также чувство несправедливости.
«Жертвенные мифы» порождают у народа коллективную агрессию, ибо они оправдывают в сознании среднестатистического жителя любые средства «защиты» в отношении того самого «коварного соседа». А самая главная ненависть в этом случае достаётся врагу «внутреннему», «предателю нации» – группе людей, которые в общественном сознании ассоциируются с внешним неприятелем. Такая роль – «внутреннего врага» – досталась населению Донбасса. И этим объясняется многолетнее расчеловечивание донбассовцев, абсолютно дикая, шовинистическая риторика по отношению к ним со стороны украинской «интеллектуальной элиты», а затем – немыслимая жестокость уже во время так называемой АТО.
И, к великому сожалению, подобное отношение к себе испытывает русскоязычное население практически во всех бывших советских республиках, так как почти все они выбрали очень схожий, примитивный путь формирования новой идентичности.
...Начал историю «голодомора» президент США Рональд Рейган. Объявив СССР «империей зла», он направил огромные средства на пропагандистскую борьбу с Москвой. И в помощь ему пришла украинская диаспора – и в самих США, и в Канаде.
Именно при Рейгане родилась эта идея – представить голод в СССР 1932-1933 годов как целенаправленный «геноцид украинцев». В 80-е годы вышли исторические монографии на данную тему, но авторы их были не историками, а специалистами по антисоветской пропаганде. В ход шёл намеренный подлог, искажение исторических фактов и «свидетельские показания» бандеровской части украинской эмиграции.
Окончательно тезис про «геноцид украинцев» был оформлен в 1988 году силами специальной комиссии Конгресса США по украинскому голоду (Commission on the Ukraine Famine).
Кстати, ещё в 1987 году канадский журналист Дуглас Тоттл опроверг все эти бесчисленные фейки и подтасовки в своем исследовании «Мошенничество, голод и фашизм: миф о геноциде украинцев от Гитлера до Гарварда» (Fraud, famine and fascism: The Ukrainian Genocide Myth from Hitler to Harvard).
После развала СССР разработки комиссии Конгресса США начали активно работать на Украине – на благо создания новой политической нации, и строилась национальная идентичность украинцев исключительно на противостоянии с Россией. Можно вспомнить знаменитую фразу Леонида Кучмы: «Украину мы создали, теперь нужно создать украинцев». Именно Кучма своим указом в 1998 году установил День памяти жертв голодомора.
После Оранжевой революции 2004 года, когда к власти пришел Ющенко, а вместе с ним откровенно враждебные России силы, Украину заполонила националистическая литература, те самые «соровские учебники», бесчисленные американские и канадские методички по истории. Началась героизация украинских военных преступников, «голодомор» был объявлен геноцидом, и введена ответственность за его отрицание. Миф закрепили юридически.
Несколько фактов...
После Октябрьской революции страны Запада ввели против Советской России жесточайшие санкции. Проиграв в ходе открытого противостояния (интервенция во время Гражданской войны), они взяли курс на тотальную экономическую изоляцию страны. Постепенно торговые отношения возобновились, но в 1925 году Запад поставил жёсткое условие: новое оборудование и технологии они продают не за золото, а за нефть, лес и зерно. А с 1930 года – только за зерно.
В СССР полным ходом шла индустриализация, ведь большая война была на горизонте. Поэтому Москва вынуждена была расплачиваться за технологии и оборудование тем, что требовал Запад. Зерном.
Затем США и ряд других стран ввели огромные ввозные пошлины на советские товары. СССР оказался фактически банкротом – страна не могла закупать за рубежом даже необходимые для выживания продукты. Так что голод в СССР спровоцировала во многом преступная санкционная политика Запада.
В 1931 году случилась сильнейшая засуха, которая погубила значительную часть урожая. Конечно, большую роль сыграли ошибки при проведении коллективизации, а некоторые партийные работники на местах действительно зверствовали, изымая хлеб у населения. Либо чтобы выслужиться перед Москвой, а порой, наоборот, чтобы вызвать недовольство народа центральной властью. В СССР тогда шла острая политическая борьба.
И ещё очень важный момент. Кто же изымал хлеб? Это были местные партийные элиты. Соответственно, в УССР – этнические украинцы. Те самые люди, которые, например, проводили насильственную украинизацию русского Донбасса. Тогда о каком «геноциде украинцев» вообще может идти речь?
Конечно, голод в СССР 1932-1933 годов был огромной трагедией. Но трагедией всей страны. Он унёс жизни 7 миллионов человек. Люди умирали на Дону, в Казахстане, на Кубани, в регионах Центрального Черноземья, Северного Кавказа, Урала, Поволжья, Южной Сибири. Пострадали все аграрные области СССР. Но, в конце концов, страна голод победила.
....А Украина, организуя разнообразные выставки, посвященные «украинскому голодомору», не стеснялась, кстати, использовать фотографии... с голодающими Поволжья.
Да и многие другие советские республики, придумывая собственные «голодоморы», точно так же – по украинской схеме имени Рейгана – идут на откровенный подлог.
...Впрочем, в истории, действительно были примеры, когда народы истребляли с помощью голода. И главные специалисты здесь, безусловно, англосаксы.
Например, голод в Индии – когда в 1942-1943 годах Британия намеренно вывезла из провинции Бенгалия все запасы риса – унёс жизни 4 миллионов человек. Черчилль тогда цинично сказал, что индийцы сами виноваты: мол, плодятся как кролики.
А ещё был Великий голод в Ирландии – стране «белых рабов», аграрном придатке Британии. Люди умирали целыми семьями и деревнями. Не только от голода, но и от его спутников – холеры, цинги, тифа. По деревням тогда бродили «ходячие скелеты». Ирландский общественный деятель Джон Митчелл называл этот голод «последним завоеванием Ирландии». Устроенный английскими лендлордами, он породил такие демографические последствия, от которых страна не оправилась до сих пор. До Великого голода население Ирландии составляло более 8 миллионов человек, в наши дни – всего 5 миллионов.
Кстати, спасаясь от голода, ирландцы бежали в основном в Америку. Отсюда понятие «плавучие гробы» (смертность среди тех, кто добирался до американского берега, была чудовищной), этот сюжет прослеживается в легендарном фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка»... Но, кажется, этот голод-геноцид ни одну комиссию Конгресса США сильно не беспокоит.