Транспортный каркас Петербурга: экологичность, инновации и новые технологии
В ближайшие три года на развитие транспортного каркаса Петербурга предусмотрено 440 млрд рублей в соответствии с трёхлетней адресной инвестиционной программой, 376 млрд рублей за тот же период – на дорожную отрасль, из них 196 млрд рублей на строительство и реконструкцию. Данные цифры озвучил в представлении проекта бюджета Петербурга на 2026–2028 годы губернатор Александр Беглов. Одна из главных целей – привести 85% городских дорог в нормативное состояние к 2030 году, сообщает издание «Деловой Петербург».
Сложные климатические условия Северной столицы и высокая нагрузка городских магистралей подтолкнули петербургских дорожников к внедрению инновационных подходов. За последние годы активно применяются современные технологии в ремонте дорог, что позволило существенно повысить качество покрытия и его долговечность. Как отмечают эксперты и представители отрасли, это не только отвечает национальным целям по технологическому суверенитету, но и становится предметом для обмена опытом на всероссийских конференциях.
Так, в начале 2025 года на конференции «Дорожное строительство в России. Дорожно-строительная техника, оборудование и материалы: импортозамещение, технологии и производство» было озвучено, что рынок основных строительных ресурсов в отрасли российские производители уже охватили практически полностью.
«Сложности, связанные с внешнеэкономической ситуацией и санкциями недружественных стран, сделали нас сильнее. По сей день мы продолжаем двигаться по пути достижения технического и технологического суверенитета, развивая промышленные предприятия с прицелом на инновационность и высокотехнологичность. Идёт процесс импортозамещения, локализации и наращивания мощностей производств», – прокомментировал ситуацию председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов.
Российские предприятия обеспечивают потребности отрасли практически полностью: осуществляется импортозамещение, локализуются производства и внедряются инновации. Так, в дорожной отрасли петербургский производитель асфальтобетонных смесей АО «АБЗ-1» реализует технологии «умного асфальта», в производстве которого используются методики объёмного и объёмно-функционального проектирования. Они позволяют создавать смеси с учётом климатических условий и интенсивности движения.
В числе инноваций – резиноасфальт, использование вторичных ресурсов, цветные покрытия и даже смеси с ароматизаторами, что повышает экологичность и комфорт.
Параллельно с задачей по импортозамещению компания АО «АБЗ-1» стремится закрыть другие потребности отрасли: энергоэффективность, ресурсосбережение, повышение уровня экологичности и безопасности материалов, а также минимизация углеродного следа при производстве, плюс непосредственно при строительстве и ремонте дорог. Помимо того, внедряемые решения позволяют повысить комфорт людей в процессе дорожно-строительных работ.
К примеру, ещё одна инновация, разработанная и запатентованная компанией, – прозрачное полимерное вяжущее, которое позволяет производить цветные асфальтобетонные смеси, причём в любых выбранных оттенках. Сегодня в Петербурге благодаря этому «раскрасились» более 50 дорожных объектов: в основном данная технология применяется в оформлении общественных и дворовых территорий – поскольку помимо выделяющих его на рынке эстетических характеристик данное покрытие имеет высокий уровень сцепления, что повышает безопасность движения. Практики благоустройства Петербурга с применением цветного асфальтобетона вошли в топ-5 по России, и сегодня другие регионы перенимают этот опыт.
Помимо этого, в Северной столице реализуется крупный проект – создание Научно-образовательного центра моделирования дорожных покрытий на базе Политеха, который займется исследованиями и разработками в сфере проектирования и строительства автомобильных дорог, мостов, тоннелей и аэродромов, а также испытанием материалов и подготовкой нормативных документов в области транспортной инфраструктуры.
Инновации – важнейшее условие для достижения целевых показателей при растущем объёме работ, отрасли также критически необходима модернизация заводов, увеличение мощностей и создание новых российских предприятий. Как подсчитали эксперты, только в 2025 году потребление асфальтобетона выросло на 15–20%. И в этом направлении также есть прогресс: в феврале 2025 года СМИ сообщили о строительстве завода АО «АБЗ-1» на территории промзоны «Белоостров».
Известно, что ввод объекта в эксплуатацию запланирован на 2027 год. В компании подтвердили, что завод проектируется с учётом мировых «зелёных» трендов организации производственных объектов и со строгим соблюдением норм законодательства в области охраны окружающей среды и промышленной безопасности. Планируются лучшие современные решения по очистке выбросов, пылеподавлению, шумозащите. Кроме того, само производство будет отличать высокая степень инновационности, а также «закрытый тип», который и обеспечит экологическую безопасность. Как говорят в компании, выход на новые мощности позволит предприятию внести свой вклад в закрытие потребностей города в качественных асфальтобетонных смесях, которые необходимы в рамках реализации дорожных госпроектов.
Не менее важный момент – рынок сбыта, поскольку эксперты уверены: реальное импортозамещение в отрасли возможно лишь при высоком уровне потребительского патриотизма.
«В Петербурге выстроена эффективная система поддержки бизнеса. Мы видим, как предприятия активно вкладываются в модернизацию и запускают новые проекты на основе собственных технологий. Рост доходов позволил также активизировать реализацию мегапроектов и ежегодно вводить новые меры поддержки для петербургских компаний», – добавил Александр Ситов.
