Мины, дроны и артиллерия: как российские бойцы работают в «серой зоне»
Пребывание в серой зоне под постоянными обстрелами, контролем вражеских «птичек», среди тел противника, без еды и воды – задача не из легких. И путь до наблюдательного пункта, пусть и под руководством дроноводов, не менее сложен и опасен.
Серая зона – это территория риска. Она простреливается и с нашей стороны, и со стороны противника. Если там и были какие-то строения, то они давно уничтожены, держаться за них нет никакого смысла. Время от времени по ним всё равно отрабатывает артиллерия. Земля усыпана минами, каждый шаг как прыжок в вечность. Небо над серой зоной кишит боевыми дронами, реагирующими на любое движение. Человек, оказавшийся здесь, сразу становится мишенью.
«Я не знаю, что вас там ждет. Поэтому готовьтесь ко всему», – именно такими словами заканчивает свою речь командир роты.
Добраться до наблюдательного пункта «Губа», расположенного в серой зоне, вести наблюдение за противником, действовать по обстановке – двое военнослужащих с позывными «Мирон» и «Харон» только что получили боевую задачу. А слова командира, сказанные напоследок, – как напутствие и пожелание удачи.
Выдвинулись в сумерках. Завернулись в теплоизоляционные накидки, хотя передвигаться в них не очень удобно. К тому же метров через 500 рюкзаки за плечами вдруг налились тяжестью, каждый следующий шаг давался всё с большим трудом.
По рации передали: «В вашу сторону летят два дрона-камикадзе. Справа полуразрушенное здание, спрячьтесь там». Не успели зайти в укрытие, как в воздухе раздался пронзительный гул – беспилотники пролетели прямо у них над головами.
Воины перевели дух и пошли дальше. Между тем ночь уже полностью вступила в свои права. Если бы не указания воздушных разведчиков, «птичка» которых кружила где-то рядом, «Мирон» и «Харон» уже давно бы заблудились в окружающей их темноте. Оператор с позывным «Девятка» старался их подбадривать и подсказывал, если они сбивались с пути. «Молодцы, хорошо идете, так держать. Возьмите чуть правее. Отлично!» – в голосе дроновода слышится одобрение.
И снова сообщение от воздушных разведчиков: «Ищите укрытие и отдыхайте. «Птица» уходит на перезарядку». Целых 15 минут передышки. Отдышались, выпили воды.
«Мы над вами. Небо чистое, начинайте движение», – вышел на связь «Девятка». Впереди открытое пространство длиной 600 метров, которое необходимо пересечь. Трава высотой в человеческий рост постоянно цепляется за оружие. Страх наступить на мину сбивает дыхание. Темнота давит на плечи тяжестью неизвестности. Воины прошли через поле, и это уже их маленькая победа. Теперь их путь лежит вдоль лесопосадки.
«Птица» уходит на очередную перезарядку. Они прижались к дереву, ожидая ее возвращения. «Слышишь?» – вдруг спрашивает «Харон». Несколько FPV-дронов загудели в воздухе, зависли прямо над ними. Играют на нервах. Ждут ошибки. Воины превратились в камень – ни одного движения. Беспилотники улетели, и вскоре появилась наша «птица».
«Небо чистое. Начинайте движение», – эти слова «Девятка» произнесет еще не раз. Они встают и идут дальше.
«Стоп, – командует оператор. – Прямо перед вами траншея. Спускайтесь в нее». Так и сделали. В нос ударяет трупный запах. Несколько тел вэсэушников – пробираясь между ними, воины задержали дыхание. Вскоре траншея закончилась, и они снова выбрались наверх.
«Почти пришли, парни. Осталось сто метров», – подбадривал их «Девятка». Силы на исходе, но они сделали последний рывок.
Проложенный под дорогой тоннель метров десять длиной – это и есть их дом на ближайшее время. До рассвета оставалось пару часов – возможность поспать по очереди. Вскоре темнота рассеялась, теперь можно и оглядеться.
На западе – несколько двухэтажных зданий, конечно же основательно разрушенных. Сетка траншей, где-то виднелись входы в блиндажи. Земля усыпана отработанными «камикадзе».
Воздух буквально вибрировал от гула ударных беспилотников, выйти из укрытия невозможно. «Мирон» взял часы и засек время, буквально по минутам расписывая график движения вражеских «птичек». На это ушло два дня, но в итоге окно в работе беспилотников противника было найдено. Воины использовали эту возможность и пробрались к домам, но никого там не нашли.
Провизия, принесенная с собой в рюкзаках, заканчивалась, но и здесь выручал «Девятка». С ювелирной точностью он сбрасывал посылки со своего беспилотника прямо ко входу в тоннель – бутылки с водой, шоколадные батончики, сигареты, запасные батареи к рациям.
По ночам где-то над ними летала «Баба Яга». Ее скрипучий гул раздражал. Однажды услышали звук работающей техники. В темноте направление и расстояние определить сложно, но, связавшись с командным пунктом, доложили и дали примерные координаты. Уже через несколько минут туда отработали наши артиллеристы.
Дни, хоть и казались бесконечными, сменяли друг друга. Наконец-то им сообщили, что скоро их заменят. Прибывших бойцов встретили как родных.
«Небо чистое. Начинайте движение», – теперь слова «Девятки» воспринимаются совсем по-другому. Оператор ведет их по направлению к дому…
