«Без государственных денег искусство не проживет»: в Петербурге обсудили креативную экономику и культуру
В СПбГУ в понедельник, 17 ноября, состоялась панельная дискуссия «Цена и ценность: креативная экономика и культура». Наиболее наглядно эту тему могут представить менеджеры успешных культурных проектов: галерей, театров, издательств. Их пригласили для участия в обсуждении, а организатором выступили Школа креативной экономики СПбГУ и журнал «НОЖ».
Не секрет, что наиболее современное искусство довольно часто предстает именно в таком консервативном жанре, как театр. Поэтому у молодежи становится модно ходить в театры, на выставки. Но не на все подряд. А как подобрать этот ключик, сумев при этом не растерять государственное финансирование и заработать что-то, помимо него? Кстати, директор Центрального выставочного зала «Манеж» Анна Ялова как-то подсчитала, что, если бы Манеж целиком находился на самоокупаемости, стоимость билета для посетителей составила бы 12 тысяч рублей, при условии, конечно, что их поток остался бы прежним. А он ведь наверняка бы сократился.
Так что без государственных денег искусство не проживет, в этом все деятели культуры оказались солидарны. «Окупается разве что музыкальный театр», – заметил директор Александринского театра Александр Малич. И при этом, отметил он, настоящая функция театра – все-таки не развлекать, а заставлять зрителя рефлексировать. Сейчас в ходу гибридные жанры вроде «Игры престолов», которые вроде бы тешат зрителя описаниями драконов, но и взаимоотношения людей там заставляют подумать. Классика, в частности «Ромео и Джульетта», тоже создавалась ради денег, но, видимо, не только ради них, раз произведения остались в вечности, резюмировал Малич.
Основатель агентства К2 и Издательства редких книг Кристина Потупчик заявила, что интеллектуальный бизнес сейчас строится именно так: сначала – для элиты, затем для масс, а чтобы аудитория расширялась, в нее добавляются новые жанры (в проекте Потупчик это были журналы «Москвичка» и «Огород»). Популярность начала нарастать, когда редакции стали организовывать свои презентации, образовалось свое комьюнити, а участники – по собственному желанию – начали выкладывать отчеты в соцсети.
«Сейчас эпоха презентаций, их стараются делать все, – резюмировала Кристина Потупчик. – А для успешного бизнеса нужно, чтобы он завирусился, чтобы информацию о нем все уже шерили безостановочно. И тогда всё начнет развиваться само собой».
О том, как стать из элитарного продукта массовым, рассуждала и проректор по академическим вопросам СПбГУ Анастасия Ярмош.
«Обычная экономика заточена на то, чтобы производить конечный продукт, – заметила она. – А креативная задает импульс тем, кто этот продукт производит». Проректор рассказала, как важна сейчас роль платформ, в частности музыкальных или кинематографических.
«Есть немало людей, которые очень хотели бы зайти в концертный зал, в театр, но стесняются, потому что в детстве не ходили в музыкальную школу и им так и не привили любовь к классике. Они боятся, что будут выглядеть глупо. Платформа, где можно послушать музыку, почитать рецензии и идти в театр уже подготовленными, это идеальное связующее звено», – сказала Анастасия Ярмош.
Также она подчеркнула, что, несмотря на важность государственного финансирования и искусственного интеллекта, настоящую креативную программу способен создать только рынок.
По словам проректора, десять процентов своего времени современный петербуржец проводит на «платформе»: он или смотрит по ней кино, или едет с ее помощью в такси, или ищет товар на маркетплейсе. Это важная информация для всех, кто еще недавно считал, что у интернет-торговли нет будущего.