В Петербурге проходит выставка «Хармс. Жизнь не фокус»
В Музее Анны Ахматовой открыта выставка, посвященная Даниилу Хармсу и его близкому кругу единомышленников: Николаю Олейникову, Николаю Заболоцкому, Александру Введенскому, Якову Друскину и Леониду Липавскому.
По словам одной из кураторов выставки Елены Джумук, организаторы стремились выбрать героя, близкого подросткам и молодежи.
«Нам показалось, что Даниил Хармс подходит на эту роль. Кроме того, мы решили, что важно не только о нем говорить, а еще и о круге самых сокровенных его друзей», – рассказала Елена Джумук.
На контрасте инсталляции в виде серых домов Ленинграда 1920–40-х годов представлены яркие и необычные арт-объекты, воплощающие идеи обэриутов (члены Объединения реального искусства). Здесь на ощупь можно почувствовать их креативность и странность, ведь экспонаты можно и нужно трогать, тем самым погружаясь в атмосферу и тактильно ощущая мир абсурда.
В своем творчестве они спасались от тяжелых обстоятельств, пытались преобразить обыденность разными способами, в том числе «очистить вещи от шелухи смыслов». Этот замысел предполагал освобождать предметы от привычных значений, и им удалось воплотить это в литературных работах и в отношении к жизни. Мечты о чуде и полете, мистика, сдвиг смыслов и масштабов – эти символы и мысли были близки их искусству.
Посетители могут сделать свой коллаж и дополнить выставку, послушать голос из телефонной трубки, читающий произведения авторов авангарда, увидеть копии рисунков Хармса из его записных книжек, а также побывать на медиации. Экспозиция состоит из интерактивных инсталляций, созданных целой командой художников и волонтеров.
«Мы провели open-call, и главные художницы выставки и двигательные силы её концепции – Маша Небесная и Женя Исаева – организовали творческую лабораторию. Здесь работали волонтёры, стремившиеся создать инсталляции, а также была собрана значительная коллекция воспоминаний о Хармсе и его друзьях, отражающих особенности эпохи и обстоятельства той поры. Каждый из участников лаборатории выбирал то воспоминание или цитату, которые ему хотелось визуализировать», – рассказала Елена Джумук.