Улица, библиотека, сквер: как Петербург сохраняет память об Ольге Берггольц
Ольгу Берггольц называли ленинградской Мадонной и символом осаждённого города. Почти все девятьсот дней блокады именно она обращалась к горожанам по радио, даря им надежду, утешение и веру в жизнь.
Историк Андрей Кулик отметил, что Ольга Берггольц была очень увлеченным и страстным человеком. «Она была очень ответственной к своему творчеству и своему труду. Ольга Берггольц в какой-то момент почувствовала, что творчество чуть больше, чем она сама себе представляла», – отметил историк Андрей Кулик.
Её судьба тесно переплетена с историей Ленинграда. Здесь прошло детство, здесь она училась, работала на радио и обращалась к жителям в самые трудные дни войны. Сегодня память о ней живёт не только в музеях и памятниках, но и в самом облике города.
Детство поэтессы
Ольга Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье врача. Её детство прошло на Невской заставе в двухэтажном доме, в атмосфере заботы и любви, где царили порядки, типичные для образованной семьи начала XX века.
Заведующая музеем «Истоки жизни – Невская застава» Анна Богдан напомнила, что дом Ольги Берггольцо был разрушен в первую блокадную зиму после попадания снаряда.
«Но Невская застава до войны и в годы войны сохраняла особый уклад. Она была похожа на небольшую деревню, где все знали друг друга», – рассказала Анна Богдан.
Отец Ольги Фёдор Берггольц в молодости увлекался революционными идеями и принимал участие в общественной жизни города. Революционный дух передался и дочери. Уже в 14 лет она написала стихотворение на смерть Ленина, которое стало её первой публикацией.
«Ольга жила в окружении двух противоположных миров, потому что мама и бабушка были религиозными женщинами из благородных семей. Из девочки хотели сделать такую тургеневскую барышню», – добавила Анна Богдан.
Отцу и его друзьям Ольга посвятила поэму «Первороссийск», за которую получила Сталинскую премию. В основу произведения легла история первого российского общества хлеборобов-коммунаров, созданного рабочими Невской заставы и Обуховского завода в 1918 году.
Училась она в 117-й трудовой школе, где проявляла интерес к литературе и активно участвовала в школьных кружках.
Хотя имя Ольги Берггольц прочно связано с блокадой Ленинграда, её творчество значительно шире. В молодости она писала стихи для детей, создавая добрые и светлые тексты, проникнутые верой в человека. Позже появились поэмы «Дума», «Ленинградский дневник», «Дневные звёзды» и «Узел». Её произведения отличались искренностью, внутренней силой и вниманием к простым человеческим чувствам.
Город, который слушал её голос
Во время блокады Ленинграда Ольга Берггольц работала на радио. Её голос ежедневно звучал в эфире, вселяя надежду в жителей города. Она не произносила лозунгов и громких речей, её слова были простыми и человечными.
Каждое утро она приходила в Дом радиокомитета на Итальянской улице. В студиях не было отопления, часто приходилось писать тексты на обрывках бумаги. Иногда она читала черновики прямо с листа, потому что не было времени переписывать.
«Важно, что она читала свои стихи. Она делала это очень откровенно. Многие вспоминали, что это был доверительный разговор. Люди ощущали, что она говорит именно с ними», – рассказал историк Андрей Кулик.
Слова «Я говорю с тобой из Ленинграда» стали символом не только её творчества, но и всей эпохи.
Сегодня на фасаде здания, где находился радиокомитет, установлена мемориальная доска. Хотя от старых студий почти ничего не осталось, для историков и петербуржцев это место по-прежнему остаётся точкой памяти.
Дом на Рубинштейна, или «Слеза социализма»
С 1932 по 1943 год Ольга Берггольц жила в доме №7 на улице Рубинштейна, который в народе прозвали «Слезой социализма». Сама Ольга называла его «самым нелепым домом в Ленинграде».
«Звукопроницаемость же в доме была такой идеальной, что если внизу, на третьем этаже, у писателя Миши Чумандрина играли в блошки или читали стихи, у меня на пятом уже всё было слышно. Это тесное вынужденное общение в маленьких комнатках раздражало и утомляло», – вспоминала поэтесса.
В этой квартире Ольга Берггольц жила сначала с мужем Николаем Молчановым, которого любила всю жизнь, затем с литературоведом Юрием Макогоненко. Познакомились они на радио. После развода Берггольц переехала в новую квартиру на набережной Черной речки.
«Их расставание длилось десять лет. Оно было очень тяжёлым. В 1959 году у него от другой женщины рождается дочь, и после этого они расстаются навсегда», – рассказала Анна Богдан.
Дом сохранился до сих пор. Иногда там проводят экскурсии для туристов и жителей города.
Квартира на набережной Чёрной речки
Последние годы жизни Ольга Берггольц провела в квартире №57 дома 20 на набережной Чёрной речки. Здесь она писала книги «Узел» и «Дневные звёзды», размышляя о прожитой жизни и людях, которых любила.
Она умерла в 1975 году. Похоронили её на Литераторских мостках Волковского кладбища, хотя сама она хотела покоиться на Пискарёвском, рядом с жертвами блокады. Именно её слова высечены на мемориальной стене Пискарёвского кладбища: «Никто не забыт, ничто не забыто».
В 2014 году в районе Чёрной речки, рядом с домом, где поэтесса жила последние годы, был открыт сквер её имени. В центре композиция из бронзы, изображающая печатную машинку, дневник и микрофон. Проект создал архитектор Валентин Федоренко.
Памятники
В Петербурге установлены несколько памятников поэтессе. Первый появился в 1988 году во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусства на Гороховой улице. Второй, более известный, – в Палевском саду, на улице, носящей имя Берггольц.
В годы блокады на территории этого учебного заведения располагался госпиталь, перед ранеными бойцами которого она выступала со своими стихами.
Скульптурное изображение в Палевском саду показывает молодую женщину со сложенными руками. За её спиной гранитная стена, символизирующая разрушенный Ленинград. На стене высечены строки из «Февральского дневника»:
«Я никогда героем не была,
не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила».
Жители Петербурга регулярно приносят к подножию памятников цветы.
Библиотека №3 имени Ольги Берггольц
В 2010 году библиотеке №3 присвоили имя поэтессы. Год спустя там установили бюст работы скульптора Вадима Трояновского. В читальном зале открыта постоянная экспозиция «Ольга Берггольц: поэт великого подвига». Посетители могут увидеть прижизненные издания, автографы и дневники. Библиотека собирает воспоминания о поэтессе и выпускает сборник «Памяти живая нить».
Берггольц и сегодняшний Петербург
Имя Ольги Берггольц носит улица, библиотека и школьные музеи. Её стихи звучат на городских мероприятиях и театральных сценах.
Анна Богдан отмечает, что знакомиться с её творчеством можно с любого возраста, но историк Андрей Кулик считает, что лучше делать это после восемнадцати, чтобы понять сложный и глубокий путь автора.
Для жителей Петербурга Берггольц остаётся не только символом блокадного города, но и воплощением внутреннего достоинства, стойкости и верности своему делу.
