Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Елена Байрон: «Каждый день она шла по блокадному городу»

В четверг, 13 ноября, исполнилось 50 лет, как ушла из жизни Ольга Берггольц. Как в городе берегут память о музе блокадного Ленинграда, рассказала заведующая библиотекой № 3, единственной в России названной в честь поэтессы
Фото: личный архив Елены Байрон

– Елена Валерьевна, почему именно ваша библиотека носит имя Ольги Берггольц?

– Дело в том, что именно здесь, за Невской заставой, на Палевском проспекте 6/2 (ныне это проспект Елизарова, 12), она родилась. Раньше на этом месте стоял двухэтажный деревянный дом. Но во время войны в него попала бомба. А то, что осталось, разобрали на дрова. Возможно, они кого-то согрели или даже спасли в ту суровую блокадную зиму.

Невская застава для Ольги Берггольц значила очень много. В тяжелые минуты она часто приезжала сюда, бродила по родным с детства местам и писала. Позже Берггольц признается: «… Невская застава со своей территорией, со всеми ее людьми – бабушками, дедушками, дядьями, ребятами во дворе, остались во мне навсегда».

Ольга Федоровна жила здесь до двадцати лет. Училась в 117-й трудовой школе на проспекте Обуховской Обороны, 54.

– Что-то указывало на то, что это будущая поэтесса?

– Уже в то время ее представляли как поэта. Берггольц отлично училась и позже в своих дневниках писала: «Звание первой ученицы мне крайне льстило». С 15 лет она стала печататься в газете «Ленинские искры», а на Новый год вместе с директором школы даже сочинила пьесу.

Первые стихи Ольги были опубликованы в стенной газете бывшей фабрики Торнтона, комбината имени Э. Тельмана «Красный ткач».

Она очень гордилась, что они напечатаны на настоящей машинке и под ними стоит ее полное имя. Берггольц хотела стать поэтом. Признавалась, что хочет сочинять стихи и песни, которые бы разлетались по свету и помогали людям жить.

Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

– Можно сказать, что настроением того времени проникнута песня на стихи мужа Ольги поэта Бориса Корнилова «Нас утро встречает прохладой…»?

– Да. Еще учась в школе, Ольга Берггольц стала посещать литературную молодежную группу «Смена», где и познакомилась с ним. Говорят, что он посвятил это стихотворение ей, а Берггольц, подарив ему частичку своего таланта, написала в нем одну строчку.

Им, двум поэтам, было трудно жить в бытовом плане, и брак распался. В университете Ольга познакомилась со своим вторым мужем, литератором Николаем Молчановым, и поехала вместе с ним в Казахстан «строить социализм». Про то время она писала так: «Легче было купить билет в театр, чем в баню».

По возвращении в Ленинград жизнь легче не стала. В 1937 году ее исключили из Союза писателей и уволили с работы. А в 1938-м арестовали. Это оставило в ее душе глубокий след. Она оставалась верной попутчицей советской власти, но поняла, что там много перегибов и несправедливости.

– Потом страшным испытанием для нее стала война и блокада.

– В войну все стало ясно: есть враги, и с ними надо бороться. Анна Ахматова, которую Берггольц считала своим учителем, уговаривала ее поехать вместе с ней в эвакуацию. Но Ольга Фёдоровна осталась. Она была уверена, что немцы не возьмут родной город, и хотела встретить победу именно в Ленинграде.

Ее муж пошел добровольцем на фронт, но из-за болезни был комиссован. В начале 1942 года он умер. А Берггольц много работала. Писала стихи, ездила на фронт, выступала на радио.

Каждый день она шла по блокадному городу на Итальянскую улицу, 27. Часто, обессилив от голода, ночевала прямо в студии Дома радио. Люди верили ей, потому что она была искренней и так же голодала, как они. Но даже у нее наступил момент, когда она решила, что жить больше не будет.

Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

– И что ей помогло в эти трудные минуты?

- В городе оставался человек, с которым ей надо было проститься. И в январе 1942 она пошла к отцу, он работал врачом и жил (дом-то разбомбили) прямо в амбулатории бывшей фабрики Торнтона.

Трамваи не ходили, и мало кто верил, что ей хватит сил дойти до него через весь город, от Итальянской улицы до Невской заставы. Но Берггольц, взяв 250 граммов хлеба и что-то наподобие чая, с остановками и передышкой, все-таки дошла. И неожиданно услышала, что отец мечтает после войны вывести новые сорта роз. Эти простые слова вернули ее к жизни. Возвращаясь, она сказала самой себе – мне еще есть что сказать людям.

– И до сих пор ее поэзия помогает жить.

– Во время Вахты памяти, которую мы проводим ко всем памятным дням, приходит много людей, они читают стихи Ольги Берггольц. Ее стихи и дневники звучат в исполнении Юлии Романовой в моноспектакле театральной студии «Театр на Ланском» при Приморском культурном центре, в эти дни мы снова его покажем. Библиотека устраивает литературные чтения, сейчас они пройдут уже в десятый раз, проводит экскурсии и организует выставки.

Например, выставка «Ольга Берггольц – фронту» рассказывала о её выездах на фронт, о работе на отдел контрпропаганды, рассчитанной на противника. Она появилась благодаря сотрудничеству с Центральным государственным архивом литературы и искусства Санкт-Петербурга.

Выставка «Голос эпохи» – это наша постоянная экспозиция. Она посвящена жизни и творчеству Ольги Берггольц. Здесь можно увидеть копии документов разных лет. Школьный аттестат юной Ольги, ее детские фотографии, фото семьи, копии автографов стихов блокадного периода. Один из самых значимых экспонатов ‒ хлеб, который был выпечен в НИИ хлеба по технологиям и рецептуре блокадного времени.

В библиотеке есть интерактивный экран, с помощью которого можно узнать о жизни и творчестве Ольги Берггольц, познакомиться с картой мест, где она бывала, увидеть ее книги и фотографии. Строки Ольги Берггольц «От сердца к сердцу… Только этот путь я выбрала …» вдохновляют нас.

Фото: Александр Гальперин / «Петербургский дневник»

– Если выставки для библиотеки дело привычное, то скульптуры можно увидеть не часто. Как они у вас появились?

– Эти работы, посвященные Ольге Берггольц и блокаде, подарок заслуженного художника России Вадима Ивановича Трояновского. Он наш читатель, живет здесь же, в Невском районе, здесь у него и мастерская. Наша библиотека дружит с ним уже много лет.

Тема Берггольц появилась в его творчестве не случайно. Дело в том, что он был знаком с Марией Федоровной – сестрой Ольги Берггольц. И, работая над скульптурным образом Ольги Берггольц, много общался с ней.

Вадим Иванович – автор барельефа Ольги Берггольц у Дома радио и памятника в Палевском саду, который установлен прямо напротив нашей библиотеки. В день смерти Берггольц 13 ноября мы обязательно ходим на Литераторские мостки Волковского кладбища, где она похоронена, и возлагаем цветы к этому памятнику, изображающему поэтессу на фоне символического окна времен блокады Ленинграда, рама которого образует крест.

– За последние годы библиотека очень преобразилась, у нее есть свой стиль.

– Он появился после капитального ремонта в 2024 году, и мы, можно сказать, вышли на новый уровень. Подготовили много интересного материала, открыли дополнительные пространства и даже придумали логотип, лаконичный и выразительный, как лучшие стихи Ольги Берггольц. Внутри неправильного четырехугольника – образа каменной глыбы, символа стены, выдержки и силы, помещена подпись Ольги Берггольц, маленькой хрупкой женщины, как будто говорящей: «Живы. Выдержим. Победим». Мне кажется, эти слова очень важны и сегодня.