Альберт Асадуллин: «Я влюбился в этот город мгновенно»
– Альберт Нуруллович, мы находимся в Институте музыки, театра и хореографии Российского педагогического университета им. А. И. Герцена. Что для вас значит это учебное заведение?
– Это продолжение моего жизненного пути. Хочется делиться, передавать свой опыт юным.
– Расскажите про ваше детство, про ваших родителей.
– Я родился всего через три года после окончания войны. Наша семья состояла из мамы, папы и семерых детей. Я был младшим, две сестры родились перед войной. И еще четверо приемных детей. Отец прошел всю войну, и его начали мотать по разным дивизиям. И, по сути, он не мог принимать участие в нашем воспитании. Все легло на плечи мамы. Мы жили очень-очень скромно, даже бедно. Мама была и позитивная, и, когда нужно, жесткая. Она действительно могла и всех воспитывать, и вести хозяйство, и доставать средства. Детство было радостное, потому что в семье царили дружба и взаимопомощь.
– В одном из интервью вы сказали, что физически родились в Казани, а духовно-интеллектуально – в Петербурге. А помните, как вы оказались в Ленинграде?
– Конечно. В художественном училище у нас была такая традиция – каждый второй курс на зимние каникулы ездил в Ленинград. Помню: зима, жуткая пурга, колючий и холодный ветер с Балтики. Мы идем по трапу самолета, закутавшись как только можно, в город… И, несмотря на эту погоду, я влюбился в город мгновенно! Эта атмосфера, которая царила и до сих пор сохранилась, эта искренность и любовь к каждому, кто сюда приезжает. Эта духовная, музыкальная и художественная сторона, которыми пропитан город… Все это не могло не войти в юную душу молодого художника.
Я выбрал себе направление и на следующий год приехал поступать в Академию художеств. Помню, все заранее узнал: от Московского вокзала сел на троллейбус, доехал. А там закрыто. Приемной комиссии еще нет. Еще и восьми утра не было. Пошел гулять, а передо мной Нева, сфинксы – красота неимоверная! Вода как зеркало, кругом пастельные тона. Я сел на ступени, любуюсь этой красотой. И вдруг в какой-то момент поворачиваю голову – и тут купол Исаакиевского собора засиял от первого луча солнца. Это невероятно, это фантастика!
Так что рождение художника и потом вокалиста, актера произошло здесь, в Ленинграде.
– Вы окончили Академию художеств как архитектор, а стали выдающимся певцом. Как так получилось?
– Я фаталист и считаю, что все, что происходит, не случайно. Все предначертано. Я в это верю. Да и мои корни сыграли определенную роль. Моя мама пела потрясающе, все ее подруги говорили: «Ты должна идти в филармонию». У нее был удивительный, кристальной чистоты голос. Папа тоже имел голос, но больше играл на гармошке. Был такой хороший, простой, добрый человек.
Пение у меня так проявилось. На первом курсе мы оказались на картошке. Там услышал звуки гитары и голос Сережи Лемехова, который впоследствии стал басистом нашей группы. Он неплохо играл на гитаре. Я подошел, стою слушаю. А он мне говорит: «Чего стоишь? Не поешь?» Я не растерялся и спел Can’t Buy Me Love – The Beatles.
Так я стал вокалистом «Призраков».
– У вас уникальный голос, тенор альтино. Это один из самых высоких мужских голосов. А вы помните, как он сформировался?
– Сказать, что он сформировался в один из дней или после исполнения какой-то вещи, – нет. Это все постепенно. Начиная с первой группы. И когда я пел в «Призраках», и после в «Невской волне»… Естественно, мы копировали пение мировых исполнителей. Я даже сейчас говорю студентам о том, что это одна из важных составных частей развития вокалиста, его возможностей и его красок. И перепел абсолютно все: и The Beatles, и The Rolling Stones, и The Monkees, и Deep Purple, и Led Zeppelin.
– В 1975 году вы получили приглашение на главную роль в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Это определило вашу судьбу и амплуа, как вы считаете?
– Это была колоссальная, просто потрясающая школа на всю оставшуюся жизнь. Гениальная драматургия Юрия Георгиевича Димитрина, хорошая, замечательная подобралась труппа. Костяк, конечно, «Поющие гитары», но не было Орфея. Долго искали. Потом кто-то подсказал, что «надо найти того парня, который играл в Пушкине с рок-группой «Невская волна», там татарчонок такие ноты выдает».
– Вы лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады и один из победителей конкурса «Золотой Орфей». А вообще конкурсы важны?
– Очень важны, потому что это проверка твоего уровня. Уровня не только вокального, актерского, но и психологического. Это проверка твоего состояния. Волнение не должно потом сбивать твои роли или твои песни, не должно мешать петь так достойно, как это необходимо.
– В вашей биографии есть строчка «солист Липецкой областной филармонии». Как вы там оказались?
– Это замечательный период в моей жизни. 1984 год. В любом театре бывает какой-то взлет, пик, а потом идет падение. Все как-то стало так шататься, болтаться. Группа «Земляне» стала работать в Казани, Людочка Сенчина – от Магадана. И вот в этот период, я не помню точно, где-то в начале марта, раздался звонок. На том конце провода сказали, мол, у нас группа из Липецка, и предложили присоединиться. Мы встретились, они показали мне свои работы на кассет ном магнитофоне. Я спросил, что нужно делать. А они – стать артистом Липецкой филармонии. Я прикинул всю здешнюю непонятную ситуацию. Ведь я одним из последних оставался в «Ленконцерте». И дал согласие.
И это, повторюсь, был великолепный период, мы работали и с «Росконцертом», и с «Москонцертом», в Ленинград не раз приезжали от Липецкой филармонии.
Были большие программы на стадионах на три с половиной часа, очень популярные в тот период. Помню, была программа «Утро Родины». Она начиналась в Кемерово и двигалась дальше и дальше на восток, в Комсомольск-на- Амуре, Хабаровск, Магадан, на Сахалин.
– Вы сотрудничали со многими известными композиторами. Расскажите про наиболее интересные для вас работы.
– Прежде всего я назову Андрея Павловича Петрова (композитор, народный артист СССР. – Ред.). Сотрудничество с ним – яркое событие в моей жизни, которое и привело меня к успеху в первом конкурсе «С песней по жизни».
– А сотрудничество с Сергеем Баневичем, благодаря которому появилась песня «Дорога без конца»?
– Мы были знакомы с Сергеем до этой песни. Он предложил мне спеть в детском цикле две-три песни. И однажды я, проходя по набережной Мойки, зашел к нему. Он сидел за фортепиано, наигрывал что-то левой рукой.
– Это была просто инструментальная музыка?
– Да, как сейчас это называется, саундтрек. Эта музыка сопровождала весь фильм «Никколо Паганини». Это была главная тема, с нее начинается фильм, когда карета катится по холмам, а позже в каких-то частях картины разливается балладная часть… Гениальная музыка. И феноменальный текст Татьяны Калининой: «Кто породнил нашу жизнь с дорогой без конца? Только любовь, только любовь. Кто повенчал в этом мире песню и певца? Только любовь, только любовь».
– Альберт Нуруллович, а ваши дети занимаются музыкой?
– В детстве им совершенно не удавалось петь – в два-три года вообще не попадали в ноты, как говорится, медведь на ухо наступил.
Однако с возрастом ситуация изменилась: в тринадцать лет у младшей дочери внезапно обнаружились способности, и теперь голос развивается хорошо. То есть всему свое время. Старшая тоже поет, но она пошла по моим первым стопам. Мой старший сын, Владислав, замечательный художник-живописец и потрясающий график. Сейчас он делает интересный скульптурный проект.
– Какой он, ваш Петербург?
– Я сентиментальный. Поэтому город для меня, как для художника и музыканта, и сам словно полотно. Мой Петербург – теплый, романтичный, каким, наверное, я и сам являюсь. В нем сближаются близкие по душевным и духовным качествам люди.
– А что для вас счастье?
– Главное счастье – это когда ты нужен. Когда ты нужен хотя бы одному человеку в мире, родителям, пока они живы, детям. А еще, естественно, друзьям и близким, зрителям. Когда ты выходишь на сцену и еще не издал ни одного звука, а они тебе уже аплодируют, ждут тебя. Ты нужен. Это самое великое счастье.
– О чем вы мечтаете?
– Я хочу быть здесь долго-долго. Долго, насколько отпущено мне Всевышним. Я хочу долго петь. Я хочу радовать себя, Всевышнего и зрителей. Это самое большое мое желание.
Интервью также можно посмотреть эксклюзивно в VK Видео.