В культурном квартале «Брусницын» открылась выставка «Доброе дело веками помнится»
Культурный квартал «Брусницын» вновь стал одной из главных площадок для разговора о наследии. Масштабный фестиваль «Брусницын Фест. Прошлое. Настоящее. Будущее» в этом году объединил историю, образование и креативные индустрии, как живое подтверждение того, что память Петербурга можно не только сохранять, но и развивать.
Фестиваль вырос из «Дня рождения Брусницына» и за несколько лет превратился в платформу, где обсуждают не только историю кожевенного дела, но и его место в современном культурном контексте.
Директор по маркетингу культурного квартала «Брусницын» Татьяна Максютенко подчеркнула, что «Брусницын Фест» станет пространством, где прошлое вдохновляет на будущее.
«Сегодня это уже не только про ремесло, но и про новые индустрии, дизайн, образование и городскую идентичность», – сказала Татьяна Максютенко.
Ключевым проектом фестиваля стали Креативные лаборатории «Брусницына» – образовательная инициатива, организованная Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга при грантовой поддержке Росмолодёжи.
Куратор проекта, преподаватель департамента медиа НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Дарья Ефремова отметила, что лаборатории задуманы как место, где молодые люди могут не только изучать историю, но и работать с ней как с живым материалом.
«В кожевенной лаборатории ребята создают изделия из кожи, вдохновлённые архивами и эстетикой фабрики XIX века, а в цифровой превращают документы, чертежи, фотографии в мультимедийные проекты и цифровые модели», – рассказала Дарья Ефремова.
Результатом работы лабораторий стала выставка «Доброе дело веками помнится». Она посвящена истории династии Брусницыных – предпринимателей и меценатов, чьё имя неразрывно связано с развитием Васильевского острова и становлением кожевенного производства в Петербурге.
Студенты под руководством кураторов и экспертов не просто изучали архивные документы, а буквально возвращали к жизни утерянные сюжеты.
Им удалось оцифровать старинные материалы, создать коллекцию кожевенных изделий, вдохновлённых ремеслом Брусницыных.
В экспозиции представлены предметы, сохранившие дыхание времени: старинный кирпич с клеймом фабрики, фрагменты уставов предприятия и дома призрения, фотографии из семейных архивов, а также редкий артефакт – кусок горного хрусталя, принадлежавший семье Брусницыных.
По семейным записям, этот камень когда-то украшал интерьер яхты «Астарта» и впоследствии был сохранён потомками как напоминание о семейной истории и её символах.
Теперь этот предмет стал частью выставки – немой, но выразительный свидетель эпохи, связывающий прошлое и настоящее.
Цифровые элементы дополняют физические артефакты: интерактивные лонгриды, карты и ароматические композиции с нотами берёзового дёгтя, дублёной кожи и исторического парфюма Cuir de Russie, которые создают эффект полного погружения в атмосферу фабрики конца XIX века.
Особое место на выставке занимает история семейной яхты «Астарта».
Для Брусницыных это было не просто судно, а символ технического прогресса и предпринимательской смелости эпохи.
Сегодня яхта возвращается в цифровом формате в виде 3D-модели, созданной студентами лаборатории.
Фестиваль стал пространством, где пересеклись поколения, профессии и смыслы. Здесь прошли мастер-классы, лекции и открытые дискуссии о будущем креативных индустрий.
Отдельным событием стало открытие инсталляции в доме у моря, который обычно закрыт для посещений.
В дни фестиваля там разместилась аудиовизуальная инсталляция творческой лаборатории «Тетрадь», созданная специально к «Брусницын Фесту». Посетители смогли увидеть этот уникальный объект изнутри, впервые за многие годы войдя в пространство, где история буквально говорит голосом эпохи.
На открытии фестиваля вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин подчеркнул, что сохранение культурного наследия – это не ностальгия, а стратегическая задача.
«Наследие – это то, что не обесценится при жизни следующего поколения. Важно, чтобы молодёжь не боялась работать с историей руками и переосмысливать её на современном языке», – отметил он.
После завершения фестиваля выставка «Доброе дело веками помнится» будет временно законсервирована.
Стоит отметить, что организаторы планируют через год открыть постоянный музей Брусницыных, где цифровые и материальные элементы экспозиции станут частью новой постоянной выставки.