Илья Михайлов-Соболевский: «Покажем зрителям самое качественное кино»
Чем зрителей может привлечь проект китайского режиссера, что подготовил «Петербургский дневник» для участников фестиваля и как создавался фильм-открытие фестиваля «Ночь музеев. Начало», рассказал режиссер этой ленты, генеральный продюсер киномарафона Илья Михайлов-Соболевский.
– Илья, расскажите, как возникла идея создания фестиваля «Влюбленные в искусство»? В чем вы видите главное отличие нынешнего девятого киномарафона от самого первого?
– Проект начинался с личной мечты: показать, насколько кинематограф может быть искренне влюблен в искусство. Девять лет назад я снял фильм «Наследие. Шаг в будущее» о русском балете и о том, как из маленьких танцоров вырастают звезды балетной сцены. Фильм имел большой фестивальный успех, участвовал в программах киносмотра Golden Panda в Китае, ММКФ и множестве других больших и малых фестивалей. Но я понял, что фильмы на тему культуры и искусства требуют своей собственной площадки. И для показов, и для диалога между режиссерами и профессиональным сообществом. Так родился фестиваль «Влюбленные в искусство». Главный контраст сегодня – масштаб и зрелость. Если первый марафон был скорее встречей друзей, то девятый – полноценная институция с международным конкурсом, образовательным блоком, индустриальными событиями и важнейшими темами, которые мы обсуждаем на уровне города и страны.
– В этом году вы выступаете не только как генеральный продюсер фестиваля, но и режиссер фильма «Ночь музеев. Начало». О чем эта работа и почему именно она откроет фестиваль?
– «Ночь музеев. Начало» – фильм о культурном феномене, который стал символом современного Петербурга. Мы говорим о том, как идея ночного путешествия по музеям превратилась из смелого эксперимента в одну из главных традиций города, объединяющую миллионы. Мне захотелось собрать голоса людей, которые стояли у истоков: кураторов, вдохновителей, зрителей. Именно поэтому фильм открывает фестиваль. Он продолжает тему сопричастности и любви к искусству, с которой мы стартовали девять лет назад.
– Работа над фильмом о таком известном проекте – это большая ответственность. Что для вас лично стало самым важным открытием в процессе съемок?
– Меня поразила сила человеческих историй. Как кураторы, забывая про себя, вновь и вновь вкладывают душу в проект, который дарит миллионам людей возможность взглянуть на музеи по-новому. У каждой из героинь своя судьба, своя личная жизнь, но вот уже двадцать лет ее огромной частью стала «Ночь музеев». А ведь многие и не догадываются, что за большим проектом стоит маленькая, но очень целеустремленная и талантливая команда. Я решил рассказать об этом. Фильм – не просто хроника, а эмоциональное эссе о том, как родился особенный, петербургский проект.
– Торжественное открытие фестиваля пройдет в Российском этнографическом музее. Почему именно эта площадка?
– Этнографический музей – пространство, где собран весь культурный код страны. Нам хотелось подчеркнуть, что диалог о современном искусстве невозможен без уважения к корням. Кроме того, у музея невероятная пластика пространства: огромные залы, которые мы используем и как кинозал, и как площадку для торжественной церемонии. Это место олицетворяет миссию фестиваля – сохранить культурное наследие. Здесь одинаково комфортно и исследователю традиций, и режиссеру экспериментального кино.
– Конкурсная программа – сердце фестиваля. Сколько картин будет представлено? Какие есть номинации и по каким критериям жюри оценивает работы?
– В этом году мы отобрали 58 лучших картин. Конкурс разделен на пять номинаций: документальное кино, короткометражные игровые фильмы, дебютные документальные и игровые работы, а также специальная номинация «Историческая память», приуроченная к 80-летию Великой Победы. Также девятый фестиваль ознаменуют множество премьер. Среди них – документальный фильм «Петербургского дневника» «Тракторы на рассвете», приуроченный к 85-летию Иосифа Бродского.
Жюри смотрит на ключевые параметры: художественную целостность, глубину рассуждения об искусстве и его героях, а также способность авторов говорить с современным зрителем на универсальном языке. И, безусловно, на качество съемки и монтажа. Мы – профессиональный конкурс и стараемся показать зрителям самое качественное кино.
– За время проведения фестиваля игровому кино еще не удавалось завоевать Гран-при. С чем это связано?
– Исторически жанр документалистики оказался ближе к нашей теме. Документальные картины точнее рассказывают истории о творцах и их произведениях. О культуре целых регионов и уникальных ремеслах. Игровому кино требуется иной горизонт разработки – сценарный, актерский. Но мы видим, что авторы-игровики с каждым годом становятся смелее. Я уверен, что вопрос не «если», а «когда» и такой прорыв станет важной точкой роста всей индустрии. В этом году замечательная игровая работа станет фильмом закрытия кинофестиваля. Это фильм «Будь по-моему!» режиссера Андрея Носкова. Кстати, премьера!
– В программе есть документальный фильм «Худек» китайского режиссера Чен Цин об архитекторе, сформировавшем облик Шанхая. Насколько важен для фестиваля этот международный диалог об искусстве и наследии?
– Для нас это принципиально важно. История архитектора Ласло Худека – пример того, как человек из Европы создает язык мегаполиса в Азии, как складывается симбиоз традиций, модерна и личной судьбы. Именно такие картины показывают, что разговор о наследии выходит далеко за границы национальной повестки. «Влюбленные в искусство» задумывался как площадка для кросс-культурного обмена, и мы гордимся, что режиссеры из Китая, Италии, Республики Беларусь, Венгрии и многих других стран смотрят на Петербург и Россию как на партнеров по диалогу.
– Вы отметили, что отдельный блок фестиваля посвящен 80-летию Великой Победы. Как кино может говорить о такой сложной теме с современным зрителем?
– Мы предложили режиссерам искать личные точки соприкосновения: семейные архивы, дневники, находки поисковых групп. Важно показать хрупкость человеческой памяти, цену свободы, связь поколений. Кино обладает редкой способностью преодолевать время, когда на экране появляется полноценный герой, зритель любого возраста чувствует сопричастность. И это наш путь к осмысленному разговору об исторической памяти
– Расскажите о круглом столе «Кинематограф как инструмент сохранения культурного кода», который пройдет в Законодательном собрании. Почему эта тема стала центральной для деловой программы фестиваля?
– Мы постепенно выходили на этот разговор, когда поняли: фильмы, которые приходят на фестиваль, фактически становятся визитной карточкой страны. Они сохраняют диалекты, жесты, традиции ремесел, уникальные истории людей культуры. В современном мире важно осознанно поддерживать кинематограф, работающий с культурным наследием. В Законодательном собрании мы соберем режиссеров, депутатов, архитекторов, представителей киноиндустрии и бизнеса, чтобы обсудить, какие инструменты поддержки нужны производителям такого контента. Надеюсь, дискуссия выльется в конкретные решения – от грантов до образовательных программ.
– Фестиваль «Влюбленные в искусство» стал заметным событием в культурной жизни Петербурга и страны. Какие планы на его будущее?
– Фестиваль продолжает расти. Несколько лет подряд мы проводим «Эхо» в пространстве нашего телекоммуникационного партнера на Елагином острове. Показываем фильмы-лауреаты и лучшие работы прошлых лет. В ближайших планах – расширить показы до всероссийского тура. И, конечно, мы продолжаем строить мосты с российскими и международными партнерами. Удивительно, но кинофестиваль проходит без государственной поддержки. И конечно, мы планируем это исправить. Будущее проекта – это еще больше историй о любви к искусству, рассказанных на разных языках, но понятных каждому.