Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Лучший подарок пингвина самке – самый красивый камушек»: полярник Александр Краснов – о жизни и работе в Антарктиде весной

Ученый рассказал, какие животные и птицы выводят потомство на острове Кинг-Джордж
Фото: личный архив героя публикации

Известный полярник, океанолог и автор канала «Пингвинов видел» Александр Краснов находится сейчас в очередной экспедиции на станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде. В отличие от Петербурга, где сейчас осень, на самом южном континенте наступила весна. Какие птицы и животные прибывают на остров Кинг-Джордж, чтобы вывести свое потомство, чем отличается жизнь ученого в этот период и как меняется климат, рассказал полярник в интервью «Петербургскому дневнику».

Весной жизнь на станции меняется

– Александр, многие представляют Антарктиду как место, где круглый год очень холодно. Так ли это на самом деле?

– Сейчас в Антарктиде весна. По сравнению с зимним периодом жизнь на станции «Беллинсгаузен» кардинально меняется: увеличивается продолжительность дня, повышается температура воды океана. Это приводит к росту численности криля и планктона – основной пищи не только для пингвинов, но и для китов. Именно поэтому морские обитатели устремляются в это время года в наши края.

Рядом с нашей станцией есть остров Ардли, где гнездятся пингвины. Весной они прибывают на места гнездования. Важно отметить, что в Антарктиде постоянно живёт лишь один вид пингвинов – императорские. Они остаются здесь на зимовку. Остальные виды приплывают на острова и материк только в весенне‑летний период.

Пингвины занимают участки, свободные от снега, и строят гнезда из мелких камушков. Считается, что лучший подарок самца самке – самый красивый и гладкий камушек для гнезда. Пингвины ревностно охраняют свои постройки, вокруг постоянно слышен шум и гам. Порой случаются стычки из‑за украденных камушков. Сейчас у пингвинов началась кладка яиц. Примерно через пять недель появятся маленькие пингвинята.

– А яйца высиживают самцы или самки пингвинов?

– Они меняются. И, знаете, что ещё интересно? Пингвины в основном моногамны: пара формируется на несколько лет. Каждый год у них появляется потомство, но не более одного- двух птенцов.

Фото: личный архив героя публикации

– В своем телеграм-канале вы рассказывали, что весной рядом со станцией можно увидеть много тюленей с детёнышами. Есть ли у них привычки, которые особенно удивляют?

– На нашем побережье рожают самки тюленя Уэдделла. По‑моему, это единственный вид тюленей, у которых может родиться двойня – это довольно редкое событие. Детеныш при рождении покрыт особым младенческим волосом. Весит он примерно 25-30 килограммов и растет очень быстро. Около восьми недель он остаётся с мамой, а потом начинает самостоятельную жизнь.

Кроме того, у нас на острове в бухтах сейчас появилось лежбище морских слонов. Там есть один примечательный момент: в лежбище всегда выделяется альфа‑самец. Он самый крупный, самый мощный, с большим хоботом. Кстати, хобот есть только у половозрелых самцов, и в летний период, во время гона, он сильно увеличивается.

Самки рожают потомство, зачатое годом раньше. Сразу после родов самец включает освободившихся самок (у которых еще рядом лежат детеныши) в свой гарем и оплодотворяет их заново. Между самцами часто происходят стычки: они борются за право владеть гаремом. Слабые и молодые самцы вытесняются на край колонии, к границе лежбища.

Фото: личный архив героя публикации

– Расскажите о поведении местных птиц. Что для вас за время нескольких зимовок стало настоящим сюрпризом?

– С приходом весны прилетели и поморники – это главные враги пингвинов в период гнездования. Они воруют яйца и маленьких птенцов. Недавно я видел, как поморник пытался атаковать пингвина и вытащить яйцо из кладки, но не смог согнать его с гнезда.

Поморники прилетают в наши края также для того, чтобы вывести потомство. Среди них мы постоянно встречаем одну и ту же птицу. Она возвращается к нам уже несколько лет подряд. Эта птица имеет отличительные особенности: во-первых, она окольцована орнитологами, а во-вторых, имеет небольшую дырочку на перепонке лапы. Мы хорошо знаем этого поморника, ждем его возвращения и даже испытываем к нему определенную привязанность – он постоянно селится поблизости от станции.

Вместе с тем поморники порой создают нам некоторые неудобства. Например, если полярник оставит рюкзак без присмотра, птицы могут выпотрошить все содержимое. Зачастую они действуют не в одиночку, а целой группой.

Отдельно хочу упомянуть антарктического синеглазого баклана – птицу, которая также прилетает к нам весной. Ее внешний облик весьма примечателен для антарктического региона. Особенно впечатляет брачный наряд: в этот период у баклана появляется хохолок из тонких перьев. Ранее я не встречал подобных особей, несмотря на то что уже не первый раз провожу зимовку в этих местах.

Фото: личный архив героя публикации

Летом на остров Кинг-Джордж приезжает много ученых и туристов

– Чем отличается обычная жизнь полярника весной и летом от других сезонов? Есть ли исследования, которые можно проводить только в это время?

– В начале ноября из Санкт‑Петербурга вышло научно‑экспедиционное судно «Академик Фёдоров», которые доставит в Антарктиду оборудование, топливо, стройматериалы, новых сотрудников для смены состава станции. Кроме того, для сезонных работ к нам скоро прилетят гляциологи, морские биологи, геофизики и другие специалисты – все те, кто будет работать в летний период.

Лето – самый продуктивный период в Антарктиде, в это время полярный день, и воздух прогревается до максимальной температуры. Именно поэтому к нам съезжаются исследователи, чтобы выполнить запланированные работы по своим программам.

У станции «Беллинсгаузен» есть своя специфика. Мы находимся на субантарктическом острове Кинг‑Джордж, где расположено несколько полярных станций – чилийская, уругвайская, китайская, корейская, аргентинская, польская, бразильская. Некоторые расположены довольно далеко друг от друга, но со всеми мы поддерживаем связь. Благодаря наличию аэродрома сюда регулярно прилетают самолеты, а к каждой станции заходят научно‑экспедиционные суда. В итоге на сравнительно небольшом участке собирается довольно много людей.

Что касается моей работы, летом к задачам по океанологии добавляется мониторинг фоновых площадок для отслеживания пластикового мусора. Как только сойдет лед и растает снег в бухтах, я буду спускаться туда, собирать образцы, взвешивать и описывать их.

Фото: личный архив героя публикации

– Какую пользу принесет ваша работа?

– Прежде всего это позволит получить четкое представление о ситуации. Скорее всего, мы сможем точно определить, насколько сильно и чем загрязнено побережье нашего острова. Выясним, существует ли какая‑либо цикличность в появлении мусора и откуда он к нам попадает. Ведь мусор может прибывать из самых разных стран и мест.

Кроме того, мы сможем понять, какие именно морские течения приносят этот мусор к нашим берегам. На данном этапе это прежде всего сбор и первичный анализ информации. Также в мои задачи входит очистка фоновых площадок на побережье от мусора.

– А вы обмениваетесь результатами своих исследований с полярниками из других стран или на это есть какие‑то ограничения?

– Могу сказать так: возможно, не все данные доступны, однако большая часть информации находится в открытом доступе. Кроме того, существуют международные проекты. Так что никаких особых секретов или глобальных ограничений тут нет.

– Знаю, что в последнее время Антарктида пользуется популярностью у туристов...

– Да, территория субантарктических островов одна из немногих в Антарктиде, привлекающих внимание туристов. Зимой, понятное дело, смотреть особо нечего. А вот летом и весной, когда появляются птицы и морские животные, сюда приходят круизные суда и яхты, высаживают туристов. Ещё один важный момент – на нашем острове есть аэродром, и благодаря этому появляются дополнительные логистические возможности.

– А вы уже видели первых туристов в этом году?

– Недавно к нам заходила одна яхта. Есть несколько компаний, которые специализируются именно на путешествиях в Антарктиду на морских судах. Летом они работают в Арктике, зимой – в Антарктиде. В ближайшее время такие яхты будут регулярно сюда прибывать. Знаю, что сейчас в районе антарктического полуострова ходит несколько круизных судов.

– Они не мешают вашей работе?

– Нет, туристов сопровождают профессиональные гиды: они проводят лекции, рассказывают об окружающем мире, высаживают группы в самых интересных местах, например у колоний пингвинов или там, где можно наблюдать за китами.

У этих компаний очень грамотный подход к организации поездок и обеспечению безопасности. Например, перед высадкой на дикий остров все тщательно готовятся – проверяют содержимое карманов, полностью очищают обувь. Это абсолютно правильный подход.

Фото: личный архив героя публикации

В Антарктиде особенно заметно, как меняется климат

– Над Антарктидой располагается огромная озоновая дыра, которая то увеличивается, то уменьшается. Что с ней сейчас и как это влияет на человека?

– По последним данным, озоновая дыра над Антарктидой начала восстанавливаться. Здесь самое сильное на планете ультрафиолетовое излучение. Это прежде всего сказывается на полярниках, солнце гораздо агрессивнее. Поэтому обязательно нужно пользоваться солнцезащитным кремом, носить очки, применять стик или губную помаду для губ, поскольку без этого они трескаются, а еще по возможности защищать лицо балаклавой и надевать перчатки. Кроме того, стоит стараться поменьше находиться на открытом солнце и, если есть возможность, сократить время пребывания на леднике в солнечные дни.

– Наблюдаете ли вы признаки изменения климата? Как это отражается на вашей работе?

– В нашем районе уже несколько лет подряд зимы довольно теплые. Этой зимой, например, у нас было очень мало морского льда, в нашей бухте вообще не сформировался припай. Помню, когда я здесь работал двенадцать лет назад, всё было иначе: я спокойно ходил по морскому льду, бурил, измерял характеристики. Сейчас такого уже нет, и это продолжается не первый год. По‑моему, это и есть следствие изменения климата.

– Используете ли вы для наблюдений современные технологии – дроны, сенсоры или ИИ? Как они меняют подход к исследованиям?

– Такие технологии применяются уже довольно давно. Например, орнитологи активно используют дроны для наблюдения за колониями пингвинов, с их помощью можно точно подсчитать численность популяции.

Я в своей работе постоянно использую спутниковые снимки, наблюдаю за ледовыми процессами и дрейфом айсбергов.

Фото: личный архив героя публикации

– Совсем немного времени остаётся до празднования Нового года. Скажите, какая обычно температура бывает в это время и как вы празднуете Новый год?

– С температурой всё непросто. На станции «Беллинсгаузен» сложно что‑то прогнозировать: рядом пролив Дрейка, поэтому у нас часто сильный ветер, пасмурно, штормовая погода. За день все может поменяться несколько раз – за пару часов может пойти снег, выглянуть солнце, подняться сильный ветер. Летом идут дожди, часто бывают туманы.

Новый год, как и другие праздники, в Антарктиде мы отмечаем довольно просто. Повар старается приготовить что‑то особенное, чтобы удивить нас. Сначала составляем столы в один большой, потом их накрываем. Обычно в этот день к нам приходят поздравительные телеграммы и письма. Их часто зачитывает начальник станции, он же произносит торжественную речь.

Многое зависит от коллектива. Чтобы как-то разнообразить вечер, мы готовим небольшие веселые номера, часто поем любимые песни.

– Что вас больше всего поразило в Антарктиде за время работы? Изменилось ли ваше мировоззрение после жизни в таких условиях?

– Пожалуй, больше всего меня поражает масштабность научных работ, которые удается вести в таких экстремальных условиях. Наша страна – одна из немногих, кто обладает всеми возможностями для проведения исследований в Антарктиде. У нас есть собственные научно-экспедиционные суда, вертолеты, самолеты, полярные станции и специалисты, способные выполнять сложные задачи.

Что же касается мировоззрения, то оно почти не изменилось. Но появились некоторые привычки. Например, в городе я всегда смотрю прогноз погоды, а к любому делу стараюсь максимально подготовиться и продумываю запасные варианты. Видимо, сказывается специфика работы в экспедиции.