Жамиль Жалалов: «Мы готовы обеспечить все петербургские автозаводы»
 
В конце сентября 2025 года на площадке «Автозавода Санкт-Петербург» стартовало производство новой и крайне важной для петербургского автокластера модели – «Лады Искры». Машина, созданная после ухода западных партеров АО «АвтоВАЗ» из России, обрела огромное количество импортозамещенных компонентов. Один из узлов – система охлаждения и конкретно её радиатор – производится по соседству здесь же в Санкт-Петербурге. О том, насколько изменилась ситуация в производственной сфере, является ли конкурентом Китай и какой вклад в это вносит государственная поддержка, рассказывает генеральный директор ООО «ПО Лузар» Жамиль Жалалов. 
– 2022 год для многих производств в России стал переломным. Нашу страну экстренно покинули почти все западные компании, в том числе поставлявшие продукцию на отечественные конвейеры. Другие предприятия попали под санкции. Как удалось преодолеть испытания вам?
– На 2022 год можно смотреть под разным углом. Ключевое – очень многие тогда вспомнили, что в России тоже есть производство. По многим направлениям надо было оперативно заменить продукцию ушедших западных компаний. А тем, у кого эта продукция уже была разработана и поставлялась на «автомаркет», только немного изменить вектор работы. ООО «ПО ЛУЗАР» – одно из них. Поскольку к тому моменту мы уже лет пять работали как аналог зарубежного конвейерного поставщика «АвтоВАЗа», оказались способны оперативно заменить, в частности, радиаторы на «Ладу Весту», а также на другие модели.
Когда-то начинали сотрудничество с модели Priora, работали по проектам СП «GM-АвтоВАЗ», помогли в свое время решить техническую проблему с экспортными модификациями автопроизводителя. В общей сложности сотрудничество с АО «АвтоВАЗ» длится более 10 лет, поэтому никаких дополнительных конструктивных требований нам не выставлялось – репутация надежного поставщика этот вопрос сняла. Не нужно было ничего переделывать или доделывать – только нарастить объемы и настроить логистику. На всё это у нас ушло две недели.
 
– Не секрет, что АвтоВАЗ активно взаимодействует с китайскими партнерами. Являются ли они угрозой российским производственным компаниям-поставщикам? 
– С китайскими компаниями как с конкурентами в сфере производства компонентов столкнулись только те, кто до этого не работал на вторичном рынке запчастей. А в нашем случае азиатские производители были торговыми соперниками с самого начала, то есть уже около 15 лет. Так что мы знаем все преимущества и недостатки как самой китайской продукции, так и организации их работы. В частности, китайские компании зависимы от логистики – и как способа перемещения, и как фактора дополнительных затрат. Так что тут мы тоже можем маневрировать. Но как ни крути: Китай всегда оказывал давление на российский производственный рынок и, думаю, продолжит это делать.
– Используете ли вы при производстве иностранное сырье или оборудование?
– Оборудование на нашем заводе иностранное почти всё. Увы, необходимые для нашего дела отечественные станки отсутствуют. Вынуждены всё закупать в том же Китае. Я знаю, что на уровне государства ведется работа по восстановлению кластера производства средств производства, но до нашей сферы результаты этой деятельности пока не добрались. То же самое касается каких-то составляющих элементов – производственная химия, часть пластмасс, пресс-форм, комплектующих деталей. Всё это производит мировая фабрика. Используем импортного больше, чем хотелось бы.
Что касается сырья, то нашим партнером является крупный российский производитель, у которого мы приобретаем алюминий. Но бывают и какие-то специфические задачи, когда мы обращаемся на внешний рынок.
 
– По вашему мнению, почему не в каждой производственной отрасли получается довести импортозамещение до каких-то значительных показателей?
– Думаю, что ответ в математике. В реалиях рыночной экономики каждый участник процесса вынужден считать норму прибыли – и мы, и наши поставщики, и наши потребители. Если ты работаешь в минус, то очевидно, что работа скоро подойдет к концу. Поэтому надо работать в плюс, причем при условии кредитно-инвестиционных реалий в стране, инфляционных и иных рисковых ожиданий, расчета объема продукции, а также внедрения новых технологий, обеспечения преимуществ работы специалистов и всего остального. Из этого складывается цена твоего продукта. Если какие-то из вышеперечисленных составляющих выгоднее на внешнем рынке, который готов при этом обеспечить не только себя, но всех вокруг, то понятное дело, что из-за несопоставимых масштабов производства дешевле будет обратиться туда. Так что решение вопроса лежит в обеспечении стратегической производственной политики, а не на уровне конкретных предприятий.
– Насколько актуален для вас вопрос обеспечения квалифицированными кадрами? Есть ли сегодня с этим сложности? 
– Квалифицированными кадрами мы обеспечены, иначе вряд ли бы мы были настолько успешны в своем деле. Сложности, наверное, есть не столько с самими кадрами, сколько с отношением к работе, к труду. Молодое поколение сегодня избаловано современными тенденциями – удаленным форматом и свободным графиком, возможностью неплохо зарабатывать online и неквалифицированным трудом. Для производства всё это не подходит. У нас дисциплина, четкий график, ответственность за результат перед потребителем, мотивация к обучению и прочие классические методы работы. Но мы видим заметные изменения: государство активно взялось за возрождение среднего специального образования. Единственный момент – придется немного подождать: три-пять лет длится обучение, потом нужна практика у хорошего наставника и опыт непосредственно у станка. То есть ещё года через три-четыре мы должны получить хорошую смену молодых специалистов рабочих профессий, которые уже не будут грезить блогерством или чем-то подобным, переболеют. Надо просто переждать, пройдет. Есть талантливые ребята с горящими глазами и желанием учиться – таких стараемся удерживать.
 
– Помогает ли государство в вашем деле? И если да, то в какой форме? 
– Государство помогает однозначно, и мы крайне благодарны за это. Мы активно сотрудничаем с Фондом развития промышленности Санкт-Петербурга, благодаря которому получили два целевых займа на приобретение производственного оборудования для производства паяных радиаторов, а также термопластавтоматов для производства компонентов для собственных нужд. Основная цель этих займов – максимизация технологического суверенитета и снижение себестоимости конечного продукта.
– Каковы ваши краткосрочные и среднесрочные планы? С кем, кроме АвтоВАЗа, вы планируете сотрудничать?
– Потенциально мы готовы работать со всем автомобильным кластером Санкт-Петербурга, да и России в целом. Возможностей для этого у нас достаточно. В прошлом году общий объем нашего производства превысил 750 тысяч единиц продукции. Без какого-либо напряжения мы готовы увеличить его до миллиона и даже больше. Всё, что нас останавливает, – ситуация на автомобильном рынке. Мы активно развиваем сотрудничество с Белоруссией и заводом МАЗ. Готовы обеспечить ПАО «Кировский завод» и его тракторы. Сотрудничаем с китайскими автопроизводителями, наладившими сборку в России. Очень ждем, когда вновь заработают все автомобильные площадки вокруг Петербурга. С АО «АвтоВАЗ» работа тоже не стоит на одном месте – в самое ближайшее время начнется поставка на конвейер радиаторов системы кондиционирования. Это новое направление.
Что касается внутренних процессов, то, конечно, ждем стабилизации экономической и кредитной политики, насколько это возможно. Сейчас осваиваем и внедряем какие-то процессы автоматизации, дорабатываем и собираем производственные линии, например, под выпуск модулей – не просто радиаторов, а сразу в блоке с вентилятором. Производство – это живой процесс, в котором всегда есть возможности для повышения эффективности.