Станислав Макаренко: «Очередь меньше, лечение – лучше»
– Станислав Вячеславович, это правда, что медицинская реабилитация как эффективный вид восстановительного лечения родилась в Ленинграде?
– В начале 1970‑х годов было принято решение о создании в загородной курортной зоне под Ленинградом на базе Объединенной больницы № 40 Сестрорецкого района центра восстановительного лечения на 520 коек. Под руководством главного врача Тамары Кукушкиной проходило строительство и организация первого в стране стационарного центра медицинской реабилитации. Проект корпуса был разработан совместно с европейскими коллегами, открытие состоялось в 1974 году.
– Что представляет собой система медицинской реабилитации сегодня?
– Ленинград-Петербург был и остается лидером по коечной мощности по направлению медицинской реабилитации в городских структурах здравоохранения.
У нас 1536 коек медицинской реабилитации для лечения взрослых пациентов в стационарах, при этом практически половина от общего количества мест, более 700 из них, – в городской больнице № 40.
– Что представляет собой структура медицинской реабилитации?
– Сегодня она делится на три этапа.
Первый начинается в реанимации и продолжается в отделении по лечению конкретной патологии, в так называемом остром отделении. Это неврология, травматология, кардиология, пульмонология и так далее.
В зависимости от заболевания с пациентом работает мультидисциплинарная команда – логопеды, физические терапевты, или, как ранее говорили, инструкторы по лечебной физкультуре, массажисты, медицинские психологи. Ну и, конечно, врач физической реабилитационной медицины, который и назначает план лечения.
В план могут входить физиопроцедуры, лечебная гимнастика, терапевтические процедуры на различных аппаратах, в том числе и на роботизированных.
При этом основным лечащим врачом является тот специалист, который ведет данный профиль заболевания у конкретного пациента. А врач физической реабилитационной медицины или мультидисциплинарная команда – это консультанты.
Первый этап реабилитации проводится во всех круглосуточных стационарах, где есть данные конкретные профили.
Второй – стационарная медицинская реабилитация. С пациентом работают врач физической реабилитационной медицины и вместе с ним – вся мультидисциплинарная команда или междисциплинарная команда.
Третий этап – поликлинический, это лечение в амбулаторном режиме, когда пациент приходит в отделение амбулаторной медицинской реабилитации или лечится в дневном стационаре.
– Какие виды медицинской реабилитации в зависимости от заболеваний наиболее востребованы?
– Это в первую очередь помощь пациентам с поражениями центральной нервной системы. Среди них – инсульты, черепно‑мозговые травмы, операции на головном и спинном мозге. Также это лечение пациентов после различных травм и проблем, связанных с доброкачественными и злокачественными опухолями. Далее идут профили пациентов с поражением периферической нервной и костно‑мышечной систем – это остеохондрозы, артрозы, артриты и состояния после эндопротезирования суставов. И последнее – соматические заболевания. Но в первую очередь это, конечно, помощь кардиологическим пациентам, то есть людям после инфарктов, операций на сердце. Онкологические больные сегодня тоже подлежат медицинской реабилитации – в тех случаях, когда это возможно.
– Сколько стационаров в городе способны предоставить койки для второго этапа реабилитации?
– У нас 16 стационаров, где есть отделение медицинской реабилитации второго этапа. Пациенты направляют документы, заочно проводится отборочная комиссия по медицинской реабилитации. Если нет противопоказаний и есть показания, то пациент вносится в так называемый лист ожидания. В зависимости от медучреждения и профиля этот процесс занимает в среднем от двух до шести месяцев.
– Может ли пациент, ожидая свою очередь на реабилитацию, попасть на нее в какую-то другую клинику?
– Никто не запрещает взять второе направление в другой стационар. Мы надеемся, что в ближайшее время в нашем городе в полной мере заработает единая медицинская информационная система, как в Москве. И тогда в городской центр маршрутизации начнет поступать вся информация с первых этапов лечения. Появится задача перевести пациентов сразу на медицинскую реабилитацию, на второй этап, минуя выписку, ожидание и хождение по поликлиникам.
Таким образом, это будут прямые переводы из острого отделения в стационаре на койку медицинской реабилитации тоже в стационаре. Пациенты будут распределяться равномерно, и очередь, соответственно, станет гораздо меньше, а лечение, что самое главное, более эффективным.
– Насколько эффективно работает третий этап в поликлиниках?
– Медицинская реабилитация – это восстановление утраченной функции. Если пациент может дойти до поликлиники, то там ему и проводят все необходимые процедуры. Если не может или ему показана высокотехнологичная реабилитация, то он должен поступить в стационар.
– Я правильно понимаю, что человек может самостоятельно обратиться к участковому врачу и попросить о реабилитации?
– В первую очередь необходимость в реабилитации определяет комиссия. Инициатором этого процесса может быть как сам пациент, так и лечащий врач. Если тот видит, что есть показания, то направляет документы на комиссию. А там дальше определяют, какая нужна реабилитация, нет ли противопоказаний и куда лучше направить больного.
– Хватает ли у нас специалистов по медицинской реабилитации?
– К сожалению, нет. Например, в кабинетах физиотерапии уже практически 80 процентов персонала – предпенсионного или пенсионного возраста. По врачам такого острого дефицита нет, так как после первичной переподготовки здесь могут работать неврологи, травматологи, пульмонологи, кардиологи, врачи по лечебной физкультуре и физиотерапевты.
Что касается ординатуры по физической реабилитационной медицине, то первый выпуск таких врачей ожидается в следующем году.