Кости Хейсканен: «Финляндия платит высокую цену за то, что плюнула в Россию»
Я всегда говорил, что Финляндия заплатит очень дорогую цену за то, что она, поддавшись эмоциям, плюнула в своего большого соседа – Россию. И вот эта цена начинает проявляться вполне наглядно. Без российских туристов, для которых въезд в страну Суоми запрещен с 2022 года, регион Южная Карелия и вся Восточная Финляндия находятся в полном упадке. Финны своими руками полностью угробили всю свою туристическую инфраструктуру, в гостиничном и ресторанном бизнесе в этих местах царит полная безработица.
В последние три года рейсы из Лаппенрата в итальянский Бергамо выполняла только компания-лоукостер Ryanair, но и эти полеты прекратятся с 30 октября. Я сам долгое время жил в Лапеенранта и застал еще времена расцвета местного авиасообщения, когда в местный аэропорт прилетали большие лайнеры, как правило, с транзитными туристами. Европейцы всегда воспринимали этот аэропорт как точку на пути в Петербург и дальше в Россию, ведь он расположен в 20 км от российской границы и в 200 км от Петербурга. Авиакомпании даже делали специальные регулярные автобусные рейсы из Петербурга до Лапеенранта, которые по времени были «заточены» под авиавылеты.
Но после того как в 2023-м министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто решил аннулировать финские шенгенские визы, выданные россиянам, а совместная граница была закрыта, поток авиапассажиров из РФ в местный аэропорт практически прекратился. Кстати, это было сделано в нарушение всех международных законов – тысячи россиян ранее заплатили свои деньги за свои визы, а взамен финны просто отказались предоставлять им право въезда.
Уход россиян стал огромной утратой для региона Южная Карелия. Сейчас власти муниципалитета Лапеенранта, которому принадлежит авиагавань, не знают, продлит ли единственный авиаперевозчик полетную программу. Пока что аэропорт закрыт до 31 декабря, но совсем не факт, что и после этой даты он вновь откроется. Интересно, что финские СМИ по-прежнему придерживаются тактики «все хорошо, прекрасная маркиза». Они пишут, мол, слухи о том, что в приграничных с РФ регионах «все умерло», – это фейки, которые разгоняет российская пресса.
При этом любой человек может сам приехать в те же Лапеенранта и Иматра и убедиться, что на самом деле все так и есть. Умерли торговые центры, кафе, вся приграничная инфраструктура умерла. Финнам стоит благодарить своего президента Александра Стубба и его предшественников за то, что они сознательно обидели «русского медведя», с которым надо жить в мире и согласии. Дальнейшее же «гавканье», как Моська на слона, приведет Финляндию к полному разорению.
В стране Суоми есть еще несколько региональных аэропортов, в частности в Турку и Тампере. Они в основном обслуживают компании-лоукостеры, которые летают в различные города Европы. На данный момент они работают, поскольку изначально не были рассчитаны на российских туристов. Тампере и Турку находятся далеко от границы с Россией, и даже в лучшие времена российским туристам было тяжело до них добираться. Например, до Турку из Петербурга приходилось ехать на автобусе более девяти часов.
Лапеенранта же была для россиян таким «домашним аэропортом под боком», многие говорили: «Поехали в Лапу, прокатаем визу». Когда Хельсинки в 2022-2023 годах разорвал приграничные отношения с Москвой, я был уверен, что этот аэропорт не продержится долго. Сегодня у финского государства порой нет денег даже на «социалку» – многие небольшие поликлиники в регионах закрываются одна за другой. При продолжении нынешней политики Финляндии в любом случае грозит разорение. Экономическая рецессия в стране усиливается с каждым годом, и в этих условиях государство будет урезать финансирование сфер «не первой необходимости».
Региональные аэропорты – как раз из этого списка. В конце концов, в Хельсинки есть большой современный аэропорт, способный принимать десятки авиарейсов в день. Поэтому, вполне возможно, воздушные гавани Турку и Тампере вскоре ожидает та же судьба, что и в Лапеенранта. Финны не видят главной угрозы – в будущем их страна рискует превратиться в захолустье времен 17-18-го веков, когда те же шведы финнов вообще за людей не считали.
Высокомерные шведы считали финнов «батраками», а их язык – плебейским. Русские же отнеслись к финнам с уважением, им дали суверенитет в составе Российской империи, и даже центр Хельсинки был отстроен на русские средства в стиле Петербурга. Что теперь Финляндия без России? У нее нет ни дешевой древесины, ни недорогого топлива и энергии, ни миллионов туристов и соответствующих доходов в бюджет.