Эксперт Васильева объяснила, как воспитать благодарность к старшим у детей
Бабушки и дедушки благодаря своей особой роли в семье нередко становятся естественными проводниками этого опыта. Для детей они не просто старшие родственники, а вторая опора, источник безусловного принятия и живой мост в прошлое семьи. Как научить ребенка благодарить старших, «Вечерней Москве» рассказала педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки Москвы Наталья Васильева.
Благодарность усваивается через наблюдение, а не наставления. Ребенок не учится благодарности из лекций, а впитывает ее, наблюдая за тем, как взрослые относятся к старшему поколению. С психологической точки зрения это моделирование поведения – один из самых мощных механизмов социального обучения в детстве.
Вместо абстрактных фраз вроде «Ты должен уважать бабушку» гораздо эффективнее называть эмоции и связывать их с действиями ребенка. Например: «Ты видел, как бабушка улыбнулась, когда ты обнял ее? Она ждала тебя весь день, даже твое любимое печенье достала из шкафчика». Так ребенок учится эмпатии – способности чувствовать мир другого человека. А благодарность в этом случае становится не долгом, а естественным откликом на заботу.
Благодарность не формируется в пустоте. Она растет там, где есть совместный опыт, усилие и эмоциональный контакт. Пусть ребенок вместе с бабушкой замесит тесто и почувствует, как устают руки. Пусть с дедушкой соберет семейный альбом и услышит, как дрожит голос, когда тот рассказывает о своем отце.
Важно поддерживать любую искреннюю инициативу, даже неловкую. Если ребенок нарисовал простой и незатейливый рисунок, но очень при этом старался и решил подарить картину бабушке – это уже проявление признательности.
Семейные традиции – мощный психологический якорь. Это может быть воскресный звонок бабушке, совместное украшение елки, открытки на дни рождения, чай по воскресеньям с рассказами из детства.
Когда благодарность становится частью ритма семьи, она из «надо» превращается в естественное проявление любви.
Общение с бабушками и дедушками с психологической точки зрения уникально. Оно совсем не похоже на общение с родителями и другими взрослыми. Родители – фигуры авторитета и границ: они учат ответственности, дисциплине, правилам жизни. Бабушки и дедушки фигуры принятия и тепла: они дают ребенку возможность быть собой без оценки, спешки и страха разочаровать.
Кроме того, через рассказы бабушек и дедушек ребенок ощущает прошлое не как сухие даты, а как настоящую жизнь: как дед ходил за водой к колодцу, как бабушка шила школьную форму из старого платья, как зимой берегли мандаринку на Новый год. Такие рассказы впускают ребенка в семейную историю, учат уважать труд, стойкость и умение радоваться малому, а еще дают чувство: «Я – часть чего-то большего».
Ранее сообщалось, что более 480 петербургских долгожителей преодолели вековой рубеж.