Яндекс.Метрика
  • Антон Качалов

Эксперт объяснил, как вузы используют возможности искусственного интеллекта

ИИ не должен подменять самостоятельное мышление
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Как использовать искусственный интеллект так, чтобы он помогал, а не подменял самостоятельное мышление, радио Sputnik рассказал эксперт Александр Никифоров.

«На старте работы – при подготовке реферата, курсовой или диплома нейросети помогают уточнить направление, собрать источники, обработать данные. Но именно студент формулирует проблему, выстраивает аргументацию и делает выводы. В любых исследовательских проектах ИИ позволяет обрабатывать массивы информации, выявлять скрытые связи и подсказывать новые подходы. И это не подмена мышления, а инструмент для более глубокого анализа. А преподаватель здесь не контролер, а наставник, который учит сомневаться, копать глубже и не верить без подтверждения данных ссылками на авторитетные источники даже алгоритму», – уточнил Никифоров.

По его словам, при использовании студентами ИИ могут встречаться недостоверные материалы, искаженные изображения или эффект «эхо-камеры», когда алгоритм предлагает только одну точку зрения.

«Университеты уточняют механизмы контроля. Так, в 2024-2025 годах НИУ ВШЭ вместе с «Яндекс Образованием» запустил пилот: более 500 студентов из 11 вузов при подготовке дипломов применяли ИИ и на защите объясняли, на каких этапах он помог, а где человек работал сам. В МГПУ внутренняя политика диктует: если при написании использован ИИ, студент обязан это отметить прямо в работе. Важно, чтобы и студент, и преподаватель ясно видели, где алгоритм помог, а где заменил человека», – уточнил Никифоров.

С возможностями ИИ меняется и роль библиотек. Они перестают быть простым «книгохранилищем» и становятся навигаторами по верифицированным знаниям, продолжил эксперт.

По его мнению, частое обращение к нейросетям может вести к снижению самостоятельности мышления, но практика подтверждает, что все зависит от того, как именно применять ИИ.

«При использовании с критичным подходом ИИ не снижает самостоятельность, а помогает анализировать, сравнивать и делать выводы. При соблюдении трех условий: прозрачность (расскажи, где ИИ помог), верифицируемость (каждый факт с доказательством) и человеческий контроль нейросети станут надежными помощниками в высшем образовании. Не заменой мышления, а его катализатором», – заключил Никифоров.

Ранее нейросеть помогла петербуржцу выйти из запоя.