Яндекс.Метрика
  • Олег Виноградов

Олег Виноградов: «Музыка Тищенко стала для меня подарком»

Народный артист СССР, хореограф – специально для «Петербургского дневника»
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Фильм, посвященный композитору Борису Тищенко, вернул меня в те счастливые дни, когда я работал над балетом «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Я считаю его самым важным из всех тех, что поставил за всю свою творческую жизнь. Это самый значимый для меня спектакль.

Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) – собирательный символ Родины определился как основа всей конструкции спектакля, который стал знаковым в культурной жизни Ленинграда. Причем он имел успех не только здесь, но и в Европе, где стал самым большим событием на знаменитом Авиньонском фестивале. Несмотря на сложности, мы также показали этот балет в Кремлёвском дворце съездов. И это только потому, что основой для него была совершенно гениальная музыка Бориса Ивановича Тищенко, до которой сегодня еще нужно дорасти.

В этой музыке нет ничего стандартного, поэтому работать над ней было очень сложно. В то же время я получал от нее удовольствие, потому что композитор выразил в ней суть момента истории, важной для нашего государства. Время и многострадальная Ярославна, плачущая над Игорем, стали образом того, что в тот момент происходило в нашей стране, со всеми её достоинствами и недостатками. Эта превосходная музыка заставляла полностью переродиться и соответствовать ей. Вся «Ярославна» Тищенко явилась для меня настоящим подарком.

К сожалению, в то время не было видео, для кино балет тоже не был снят, поэтому спектакль оказался утерян. Естественно, что у меня он записан и зарисован, и я готов к его переносу. Знаю, что это будет, потому что такого не может быть, чтобы спектакль не возродился заново.

Я жду этого момента и готовлюсь к нему. Но это не может быть простой реставрацией или воспроизведением балета. «Ярославна» должна стать произведением, которое бы соответствовало сегодняшнему времени.

Мне понравилось, что в фильме есть перспектива. Есть надежда на то, что этот совершенно гениальный композитор будет открыт заново во всем, что он сделал.